РУС БЕЛ ENG

Самообразование

Организация процесса самообразования педагогических работников

Методические рекомендации

Алгоритм  работы над  темой самообразования:

  • Выбор темы на основе проблемного анализа.
  • Определение цели и задач.
  • Проектирование результата работы.
  • Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).
  • Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.
  • Выбор источников самообразования.
  • Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Рекомендации по выбору темы по самообразованию:

Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.       

Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:

  • актуальность;
  • учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
  • тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.     

Цели самообразования:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • расширение педагогических и психологических знаний;
  • углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • повышение общего культурного уровня.

Для молодых специалистов:

  • адаптация педагогической деятельности,
  • осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
  • формирование основ педагогического мастерства.

Для педагогов, которые работают больше 5 лет:

  • усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
  • овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;
  • формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
  • применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творческих учителей:

  • актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
  • проявление творческого потенциала педагога;
  • развитие проектной, исследовательской деятельности.

Результат самообразования:

В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:

  • повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);           
  • авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
  • новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;
  • доклады, выступления;
  • дидактические, наглядные материалы, тесты;
  • методические рекомендации по применению новой информационной технологии;
  • проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Формы  представления результатов самообразования:

  • Презентация опыта работы.
  • Презентация рабочей программы.
  • Доклад.
  • Защита проекта.
  • Аналитический отчет, аналитическая справка.
  • Методическое пособие, методические рекомендации.
  • Открытое занятие.
  • Проведение семинара, консультации.
  • Занятия - практикумы  (тренинги).
  • Лекция.
  • Статьи, публикации.
  • Мастер-классы.

Оформление материалов по самообразованию

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Документы по самообразованию:

  • Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).
  • План по самообразованию (ежегодный).
  • Банк информационно-методических материалов:
  • список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);
  • список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;
  • библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);
  • медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.
  • Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).
  • Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).
  • Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.
  • Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).
  • Аналитические материалы.

ПРОГРАММА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

Образец титульного листа

Министерство общего и профессионального образования Витебской области

 

Государственное учреждение образование «_______________»

 

Программа по самообразованию

Тема:

 

 

Составитель:

Ф.И.О.,

Должность,

категория

 

 

г. ______

 2022

 

    Пояснительная записка

 

Актуальность темы:

Цель:

Задачи:

  1. ....

  2. ....

  3. ....

Этапы и сроки реализации программы самообразования: …

Примерная структура пояснительной записки:

  • Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы).
  • Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы («Что я хочу сделать и почему?»).
  • При формулировании  цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели.
  • Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).
  • Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).
  • Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).
  • Тезаурус (понятийный словарь).

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ГОД

Государственное учреждение образования «_______________»

 

ПЛАН РАБОТЫ 
Ф.И.О., должность _____________ 
над темой по самообразованию 
________________________ 
на _______ учебный год

Цель:

Задачи:

  1. ....

  2. ....

  3. ....

Этап работы над темой самообразования:

Планирование деятельности по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельности Предполагаемый результат

 

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

1. Диагностический

  • Анализ затруднений, выявление проблем.

  • Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

  • Выявление противоречий.

  • Выбор темы.

  • Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

  • Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

  • Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

  • Изучение опыта работы коллег.

  • Определение форм организации самообразования.

  • Разработка календарного плана индивидуальной работы.

1 год работы над  темой

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией.

Обсуждение на МО.

Выступление на педсовете.

 

2. Прогностический

  • Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

  • Определение цели и задач работы.

  • Формулировка гипотезы.

  • Прогнозирование результата.

  • Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств  поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

1 год работы над  темой

Программа по самообразованию.

Презентация программы на педсовете, МО.

Собеседование с администрацией.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

 

3. Практический

  • Подготовка материальной базы.

  • Формирование банка методических материалов.

  • Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

  • Формирование банка электронных ресурсов.

  • Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

  • Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

  • Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса (указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности: авторские программы, календарно-тематичес-
    кое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактические материалы, тестовые задания).

  • Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

  • Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

  • Посещение семинаров, заседаний МО, круглых столов, консультаций, практикумов...

  • Обучение на курсах повышения квалификации.

  • Участие в работе творческих групп.

2-3  год работы над  темой

Рабочая программа.

Авторская программа.

Календарно-тематичес-
кое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.

Информационно-аналитические материалы.

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах городского, областного, российского уровня.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

 

 

4. Обобщающий

  • Обработка данных

  • Анализ работы. Подведение итогов.

  • Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

  • Оформление и описание результатов по теме.

  • Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

  • Представление результатов работы.

  • Определение перспективных направлений работы.

 

4, 5  год работы над  темой

Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитические материалы.

Аналитический отчет.

Портфолио педагога.

Выход на аттестацию.

Статьи, публикации.

 

 

Собеседование с администрацией.

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

5. Внедренческий

  • Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

  • Распространение опыта.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность.

Методические рекомендации, пособия.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.

Статьи, публикации.

 

Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

Мастер-классы.

 

 

 

 

 

 

Направление, содержание деятельности

Сроки

Отметка
о выполнении

1

Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы.

 

 

2

Составление плана работы над темой

 

 

3

Составление списка литературы по теме

 

 

4

Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме

 

 

5

Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности

 

 

6

Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности

 

 

9

 Мониторинг педагогической деятельности

 

 

10

 Подготовка выступлений на ...

 

 

11

 Участие в ...

 

 

12

 Систематизация материалов по теме

 

 

13

 Создание ...

 

 

14

Формирование банка...

 

 

15

 Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ

 

Ф,ИО, должность ____________________________________ за 20__ - 20__  уч.г.

  1. Литература, изученная по данной проблеме:_______________________________________________

  2. Основные направления в работе:

а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.

б) выступления на методических объединениях, педагогческих совещанях по темам:

______________________________________________________________

в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________

г) другое______________________________________________________

3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования

______________________________________________________________

4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________

а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________

б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________

5. В каком направлении будет продолжена работа по самообразованию:

а) составление списка литературы, ее изучение ______________________________________________________

б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________

в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________

г) обобщение опыта ______________________________________________________________

другое________________________________________________________