РУС БЕЛ ENG

Методическая копилка

РОЛЕВАЯ РАБОТА В ГРУППАХ

РОЛЕВАЯ РАБОТА В ГРУППАХ – МЕТОДИКА КАРТ

Брель Олеся Валерьевна, учитель начальных классов,

I квалификационная категория

 ГУО «Средняя школа №14 г.Орши»

 

                                                 Ребёнок не устаёт от работы,
                                                                  которая отвечает его функциональным
                                             жизненным потребностям
                                                                                                             С. Френе

Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей учащихся  является организация групповой самостоятельной деятельности на уроке. Групповая работа – это, прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством в превращении полученных знаний в умения и навыки. Важно научить ребят работать вместе, чтобы новые знания дети открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.

Одним из способов вовлечения ребёнка в групповую работу является распределение ролей в группе. Это позволяет каждому из учеников занять активную позицию в общей деятельности, поскольку приходится отвечать за свой «участок» работы и быть лидером группы в данный момент.

Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам,  но я считаю, что лучше  роли распределять учителю, так как в некоторых случаях учащиеся не могут прийти к единому мнению.

Во время организации данного вида работы у нас в классе была создана группа из четырех человек с высоким уровнем учебной мотивации, которые поочередно на уроке закрепления выполняли одну из ролей (Приложение 1).

Аниматор свое задание  готовит самостоятельно, и задания могут быть не связаны с темой повторения. В данной роли дети готовят задания, как на снятие физического напряжения, так и задания занимательного характера, требующие умственной работы (загадки, игры со словами и числами, кроссворды).

Координатор – это главная роль в группе и самая ответственная. Перед уроком координатор согласовывает с учителем план работы по теме и координирует всю работу в группе. Он не только следит за временем и качеством выполнения задания каждого участника, но также исполняет роль учителя в основной части урока (а это 20минут).

С чего же начинается работа учителя?  До встречи с учащимися я составила сводную таблицу по распределению ролей (Приложение 2),  определила темы для повторения по русскому языку и математике (Приложение 3), распечатала сводные таблицы и критерии оценки на каждого ученика (Приложение 4), подготовила тетради для работы в группе (в клетку и линейку на каждого ученика). Теперь у каждого участника группы была двухсторонняя карточка: с одной стороны – расписание ролей на месяц (у всех одинаковое), с другой – чистый оценочный лист (у каждого свой). Хотя можно  делать и на разных карточках, кому как удобно.

Перед первым ролевым уроком проводится инструктаж по новому виду самостоятельной работы. Начинали мы ролевую работу в группе совместно с детьми, т.к. это было новым не только для детей, но и для меня. Во время организационной встречи с учащимися дается объяснение новой формы работы. Анализируем  каждую роль, знакомим каждого ученика с критериями оценок групповой работы, с требованиями к заданиям.

Перед уроком я выдавала каждой группе два листа:

а) план урока  (распечатала единый для каждого урока, а на стикерах    

   задания для координатора) (Приложение 5);

б) сводный оценочный лист (оценивание на каждую роль) (Приложение 6).

После урока учащиеся сдают тетради и сводный лист для проверки. Учитель проверяет  работы, выставляет свою отметку в сводном листе и ставит  итоговую отметку (суммарный балл). Эти результаты  учащиеся затем переносят в свои оценочные листы (Приложение 7).

Для работы по ролям выделяется единый день недели, это дает возможность детям привыкнуть  к тому, что им надо готовиться в определенный день. Этот день может быть подвижным (в зависимости от условий). Структура урока представлена в  приложение 8.

Урок начинается традиционно с организационного момента. После определения задач групповой работы  учащиеся  приступают  к самостоятельной работе, координатор берет управление группой в свои руки. Первое задание озвучивает репетитор (это задание на повторение), затем группа его оценивает. Затем задания из учебника предлагает координатор. После работы координатора и последующей физкультминутки свое задание представляет тренер (олимпиадное задание). Заключительная роль у аниматора. И в конце вся группа оценивает  работу координатора  и делится впечатлениями. В это время учитель продолжает работу с оставшейся частью класса, что дает  возможность уделить внимание необходимым вопросам и отдельным ученикам.

Проводить ролевую работу лучше на уроках закрепления. Все участники, кроме координатора, материалы  находят самостоятельно, но поначалу советуются с учителем.  Работу на уроке контролирует координатор. Отметки выставляются согласно критериям (сумма оценки работы в группе составляла 5 баллов и оценка учителя 5 баллов – в итого можно было получить десять баллов).

      Я считаю, что преимущество данного вида работы на уроке состоит в том, что это помогает учащимся самостоятельно отбирать необходимую информацию, готовить карточки, учит самостоятельности  и  ответственности. Недостатком же является то, что из-за непредвиденного отсутствия учащегося  урок с ролевой работой может не состояться. А что детям понравилось больше всего на  уроке (Приложение 9)?                                       

       В 4 «А» и 4 «Б» классах  среди учащихся, принимавших участие в  ролевой работе в группе, было проведено анкетирование. Всего было опрошено 8 учащихся. Результаты анкетирования можно просмотреть на диаграммах (Приложение 10).

      Исходя из диаграммы, становится ясно, что учащимся нравится заниматься ролевой работой в группе, но иногда у некоторых ребят возникают  трудности при подборе заданий.

     Больше всего учащимся нравится роль координатора, так как в их понимании, данная роль соотносится с ролью учителя.

Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности  и каждый вносит вклад в общую работу.                                                                                                                                     

Анализ работы по методике КАРТ показывает, что не всякая самостоятельная работа развивает самостоятельность учащихся, а лишь та, которая требует от них собственной инициативы и творчества, а также та, которая вызывает у них желание работать самостоятельно. Данный вид организации работы  в группе для меня и моих ребят является более продуктивным по сравнению с работой в обычной группе. Каждый член группы отвечает за свою часть работы, все заняты, необходимо  участвовать в процессе. А вот получить отметку, пользуясь итогами работы, сделанной кем-то другим, невозможно, что вероятно в обычной группе. Каждый пробует себя во всех перечисленных выше ролях. Может определить, какая роль для него больше подходит, понять  долю ответственности за результат  (Приложение 11, 12).

Приложение 1

Репетитор - «отвечает» за задание, связанное с повторением темы, изученной по программе.
Тренер – «отвечает» за задания повышенного (олимпиадного) уровня.
Аниматор – «отвечает» за задания игровой или занимательной направленности.
Координатор – «отвечает» за организацию работы в группе на уроке; за выполнение  плана урока, подготовленного учителем.

Приложение 2

РАСПИСАНИЕ РОЛЕЙ

 

 

1 неделя

математика

09.11-13.11

2 неделя

русский язык

16.11-20.11

 

3 неделя

математика

23.11-27.11

 

4 неделя

русский язык

30.11-04.12

 

Чертовской Даник

Координатор

Аниматор

Тренер

Репетитор

Шурпач Лиля

Репетитор

Координатор

Аниматор

Тренер

Илюхин Никита

Тренер

Репетитор

Координатор

Аниматор

Цынкевич Артём

Аниматор

Тренер

Репетитор

Координатор

 

Приложение 3

 

Темы по русскому языку

1. Склонение имен существительных

2. Падеж имени существительного

3. Три склонения имен существительных

4.Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3склонений

5. Род и число имен прилагательных

6. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме единственного числа

7. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа

8. Склонение и правописание местоимений

Приложение 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РОЛЕЙ В ГРУППЕ

 Репетитор

1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут

1 балл – задание полностью соответствует теме повторения

1 балл – задание интересное

1 балл – организовал проверку, исправил ошибки

1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания

 Тренер

1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут

1 балл – задание новое, интересное

1 балл – задание посильное, не слишком сложное и не слишком простое

1 балл – смог объяснить ход решения

1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания

 Аниматор

1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут

1 балл – задание новое, интересное

1 балл – задание посильное, не слишком сложное и не слишком простое

1 балл – смог объяснить ход решения

1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания

 Координатор:

1 балл – уложились во время урока (допускается сдвиг на 1 минуту до или после)

1 балл – четкие переходы от этапа к этапу (сам сообщает, без вопросов, чья очередь, что будут делать дальше и др.)

1 балл – четкая работа по теме урока, обращение в случае затруднений к учителю

1 балл – доброжелательное отношение к другим участникам группы

1 балл – умение принимать решение в спорных ситуациях при выставлении отметок

Приложение 5

ПЛАН УРОКА

  1. Репетитор (задание на повторение) до 7 минут

А) задание (с проверкой)

Б) оценивание работы репетитора

     2. Координатор (работа по учебнику) до 20 минут

А) задание у учителя

Б) физкультминутка до 2 минут

  1. Тренер (олимпиадное задание) до 7 минут

А) задание (с проверкой и объяснением)

Б) оценивание работы тренера

     5. Аниматор (занимательные задания) до 7 минут

А) своё задание (с проверкой)

Б) оценивание работы аниматора

      6. Оценивание работы координатора 1 минута

      7. Подведение итогов работы группы, обмен впечатлениями 1минута

Приложение 6

ПРИМЕР РОЛЕВОГО ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ТРЕНЕР

 

дата:

 

 

дата:

 

дата:

 

дата:

 

дата:

 

дата:

 

дата:

 

 

дата:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерий 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего за работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ШУРПАЧ ЛИЛИИ

 

дата:

 

08.10

дата:

 

15.10

дата:

 

22.10

дата:

 

29.10

дата:

 

12.11

дата:

 

19.11

дата:

 

26.11

дата:

 

03.12

 

репетитор

 

координатор

 

аниматор

 

тренер

 

репетитор

 

координатор

 

аниматор

 

тренер

Критерий 1

 

 

-

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Критерий 2

 

 

+

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Критерий 3

 

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

-

Критерий 4

 

 

+

 

+

 

+

 

-

 

+

 

+

 

+

 

+

Критерий 5

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

Отметка учителя

4

 

4

5

5

4

5

4

4

Всего за работу

4+4=8

 

 

4+3=7

5+5=10

5+4=9

4+5=9

5+5=10

4+5=9

4+4=8

 

Приложение 8

ПЛАН УРОКА

Тема : Три склонения имен существительных

  1.  Организационный момент.
  2. (задание на повторение)

А) задание (с проверкой)

-запишите существительные группами по склонениям

Волк, волчица, стрелок, стрелка, орёл. Орлица, козленок, коза, лев, львица, мышонок, мышь, месяц, Лена, помощник, помощь, скрипач, скрипка, Николай, Коля, отец, папа.

         Б) оценивание работы репетитора

  • (работа по учебнику)

Упр.84  (найти имена существительные и определить склонение и падеж, на какие группы можно разбить эти слова)

Упр.85 (записать имена существительные 3-го склонения в форме творительного падежа и устно составить предложение)

Упр.86  (каждый читает пословицу и объясняет смысл)

Упр.87  (выписать имена существительные с орфограммой по склонениям)

  1. Физкультминутка до 2 минут

Тренер (олимпиадное задание)

А) задание (с проверкой и объяснением)

-Определи и запиши  род имён существительных:

туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао,  вуаль, кофе, шампунь, мозоль, ножницы, дрожжи.

-Найди и выдели  корень в словах:

Беседка, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка.

         Б) оценивание работы тренера

  • (занимательные задания)

А) своё задание (с проверкой)

-Здесь зашифрованы пословицы. Сканируйте код и прочитайте пословицы.

Запишите пословицы.

 -Переставь буквы в существительном и получи новое слово.

-Барыня, пальто, лейка, подвода, мошкара, стирка, приказ, каркас.

          Б) оценивание работы аниматора

  1. Оценивание работы координатора
  2. Подведение итогов работы группы, обмен впечатлениями.

                                                                                                                           Приложение 9

                                                                                                     Приложение 10

 

свернуть

РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТЕТРАДЯМ

РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТЕТРАДЯМ

Брель Олеся Валерьевна, учитель начальных классов,

I квалификационная категория

 ГУО «Средняя школа №14 г. Орши»

Овладеть знаниями - это не только понять и запомнить, это ещё и уметь их применить на практике, уметь перенести знание и способ деятельности в новую ситуацию. Основным средством достижения такого результата является самостоятельная  индивидуальная работа школьников

Самостоятельная деятельность школьников связана с формированием у них навыков учебного труда. Самыми главными из них для учащихся являются планирование и самоконтроль.

Умение планировать - это обученность школьников общим правилам составления плана: постановку цели, определение задач и этапов работы, распределение времени и др.

Самоконтроль предполагает умение школьников проконтролировать уровень своих знаний как в целом по теме, разделу, так и на отдельных этапах их усвоения.

 Анализ литературы показывает, что не всякая самостоятельная работа развивает самостоятельность учащихся, а лишь та, которая требует от них собственной инициативы и творчества, а также та, которая вызывает у них желание работать самостоятельно.

Начиная с 3 класса, учащиеся начали работать по индивидуальным тетрадям.

 Это тетради  на печатной основе, в которых материал распределяется по четвертям по двум предметам: математике и русскому языку.

Предлагается в два вида  программ: обязательная  и произвольная. Обязательная программа предполагает индивидуальное самостоятельное прохождение нового материала, а произвольная - работу в парах, причем каждый раз пары могут меняться. Если в третьем классе учитель проверяет две программы, то в 4 классе после выполнения обязательной части работы, учащиеся объединяются в пары по своему выбору и проводят взаимопроверку. За помощью к учителю обращаются только в случае разногласий. Таким образом, учитель проверяет теперь только произвольную программу. Объем и содержание индивидуальной работы определяется в зависимости от изученного материала.  

Данная работа начинается со своеобразного «запуска»: учитель сообщает целевой группе детей (лучше это сделать отдельно от других), что они будут на уроке получать дополнительные задания, потому что задания по учебнику для них слишком простые, а чтобы мозг мог тренироваться, а не расслабляться, ему нужны более серьезные задания. Затем  сообщается, что произвольную программу дети будут выполнять в парах. Далее  рассказывается об организационной стороне (куда пересаживаться, какие принадлежности брать с собой, о необходимости общения шепотом, и т.д.). При  объединении в пары при выполнении работы во  избежании конфликтных ситуаций, когда с кем-то из детей никто не захочет сидеть, то лучше это не провоцировать, а сразу бросить жребий, либо оставить его одного. (Например:  листочки двух цветов, у кого совпадут цвета – те будут парой (понятно, что внешняя сторона листочков одного цвета, либо тянут с закрытыми глазами). Следует обратить внимание учащихся, что задание они будут выполнять вдвоем каждый в своей тетради, взаимопроверку выполнения организовывать с другими парами.

А также ребятам задаются  домашние задания.

Они готовят карточки и могут предлагать их для выполнения остальным учащимся класса. Другими словами,  играют «школа в школе». Детям всегда очень нравится выступать в роли учителя.

В течение года прослеживается положительная динамика. Если вначале  детям было очень тяжело работать самостоятельно (поэтому им больше нравилось работать с произвольной программой, где можно было работать в паре), то в процессе обучения их отношение менялось. В четвертом классе они уже с удовольствием работают самостоятельно.

Тетради  являются хорошим пособием для развития самостоятельного изучения новых тем, где дети сами находят пути решения, выделяют главное.

Если на начало года дети испытывали трудности при изучении практически в каждой теме, то на конец учебного года они стали более самостоятельными, интерес не пропал.

Я считаю, что необходимо использовать тетради для индивидуальной работы, т.к. они учат детей работать с новым материалом самостоятельно. И обязательное наличие двух частей.

свернуть

МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

МНОГОМЕРНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Слепцова Людмила Степановна, учитель начальных классов,

I квалификационная категория

ГУО «Средняя школа №14 г. Орши»

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра

Джон Дьюи

Основные качества, которые необходимы для того, чтобы наши дети были успешны в 21 веке, уже давно и чётко обозначены. Это четыре К, четыре ключевых качества, которые важнее любых формул и правил: креативность, критическое мышление, кооперация и коммуникация.

Сегодня невозможно представить, какие профессии и технологии появятся, но человек будущего обязательно должен будет уметь рассуждать и придумывать, уметь общаться и сотрудничать с другими людьми.

В информационную эпоху обязательным навыком является читательская грамотность - способность использовать информацию для достижения собственных целей.

На развитие всех этих умений и направлена новая технология многомерного чтения.

Многомерная дидактическая технология – новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации; это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти.

Начиная со второго класса, учащиеся наших классов стали заниматься чтением по новой технологии «многомерное чтение». Авторы учебника-тетради 2 класса С И Гин, О.Л. Ткаченко, О.А. Кислова представили учебное пособие «Коварное маковое поле», глава из сказочной повести А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города». Авторы учебника-тетради 3 класс С.И. Гин. ,Н.А. Вавренчук, С. А. Ханько , Л.В. Заяц представили учебное пособие «Что рассказали Ушаны» глава 8 из фантастической повести К. Булычёва «Тайна третьей планеты».

  

Авторы учебника-тетради 4 класс С.И. Гин., Н.А. Вавренчук, С. А. Ханько , А.А.Гин представили учебное пособие «Я стерегу..» глава из повести П.Мисько «Новосёлы» в двух частях.

А сейчас мы вас познакомим с методикой работы по данному пособию.

В пособии отсутствует традиционное разбиение на отдельные уроки. Каждый класс работает в своём темпе, т.е. учащиеся занимаются одной темой столько времени, на сколько хватит их желания. Все задания выполняются по порядку, без пропусков и перестановок. Учебники-тетради на дом учащимся не выдаются. Они получают их в личное пользование после окончания работы с пособием. Обучение по программе предполагает широкое использование современных информационных технологий. В идеале- наличие смартфонов у всех учеников, для считывания QR-кодов. Минимальный набор обязательного оборудования: компьютер в классе и смартфон у учителя (с выходом в интернет). В этом случае учитель заранее скачивает все необходимые ресурсы. Таким образом, в зависимости от количества учащихся и смартфонов, наличия компьютерного оборудования в классе возможны различные варианты:

  • каждый просматривает видео самостоятельно;
  • учащиеся просматривают видео в небольших группах;
  • учитель демонстрирует видео на экране.

Современные дети рождаются уже с умением пользоваться мобильными телефонами. Но порой они используют их не осмысленно, и не по назначению. Зависают в них часами, тратя драгоценное время на игры и видео. А на уроках многомерного чтения дети учатся не только работать с тестом, но ещё и рационально использовать смартфоны.

Изучение программного материала по общеобразовательным предметам технологией не предусматривается. Вместе с тем, у учащихся активно формируются все группы читательских умений за счёт углубленной работы с опорой на текст и нетекстовое знание. Хотя в пособии имеется много заданий, направленных на развитие речи, языкового чутья, умения выражать свои мысли в письменном виде, но это не привычная грамматика с правилами и определениями. Это устная работа по тексту, которая включает проблемные диалоги, открытые вопросы, логические и творческие задания, задачи исследовательского характера.  (письмо героям сказки, с.51, с.41, с.35, с.11, с.15, с.32 маковое поле, с.65, с.39, с.54 Ушаны) 

  

Задания математического характера представляют собой обучение пониманию отношений между объектами, которые можно выразить с помощью чисел, а не формирование вычислительных навыков. Учебник насыщен заданиями логического, творческого, исследовательского характера (с.8, 22, 27, 35, 36).

Кроме того, пособие ориентировано на расширение кругозора учащихся за счёт интеграции гуманитарных и естественнонаучных знаний. При этом за основу берётся фрагмент текста, из содержания которого органично вытекают все последующие вопросы и задания.(с.9, 46.38,39)

  

Привычных для нас домашних заданий нет, но есть домашние задания серии МИКС. Это задания, направленные на расширение кругозора, которые выходят за рамки текста.(вставить фото микса с.8, микс 2).

Срок выполнения этих заданий не регламентируется: ученик приносит карточку, когда посчитает нужным. При проверке учитель только проверяет факт выполнения задания. Исправлять ошибки и предлагать переделывать работу не нужно. Кроме того, на отдельных занятиях учащимся понадобится клей, ножницы, пластилин, конструкторы, оборудование для проведения опытов.  (вставить картинки тележки и мыльные пузыри)

По результатам наблюдений, анкетирования и тестирования учащихся, анализа учебных достижений учащихся отмечается положительная динамика развития учащихся, занимающихся  многомерным чтением, повышение качества обучения.  Было проведено анкетирование в 4 «А» и 4 «Б» классах  среди учащихся занимающихся многомерным чтением. Всего было опрошено 15 учащихся. Результаты анкетирования можно просмотреть в диаграммах.

Анкета

  1. Нравятся ли вам уроки многомерного чтения?
  2. Всегда ли вы запоминаете изученный материал?
  3. Возникают ли у вас трудности на уроках многомерного чтения?

Исходя из диаграммы, становится ясно, что учащимся нравится заниматься многомерным чтением.

Фамилия , имя   

Лит.чтение

Рус.яз

Матем.

Человек и

Мир

Всего

Баллов

1.Конюшко Виктория

9

9.5

8.5

9.5

36.- 91.25%

2.Титов Яков

8

10

8.5

9.5

36-90%

3.Лобода Анастасия

9

8

9

9.2

35.2 – 88%

4.Лавров Платон

7

9.5

8.5

8.1

33.1-82.75

Средний балл

по предмету

8.25

9.25

8.6

9

35.2  88%

 

 

Лит.чтение

Рус.яз

Матем.

Человек и мир

Всего баллов

Средний балл по предмету остальной части учащихся

6.14

6.99

5.2

7.25

25.6 -64%

Использование данной технологии показало эффективность данной методики, а также указало на необходимость продолжать работу в этом направлении. Технология многомерного чтения -  это новая современная технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведение и применения учебной информации. Это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти, учить читать, осознавать, сравнивать, исследовать, систематизировать, рационально запоминать. Это чтение – требует интенсивной работы ума. Все, что мы сказали можно выразить китайским изречением: “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, причисли меня – и я научусь».

 

свернуть

ДЕНЬ САМООБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КНИГОЙ

ДЕНЬ САМООБРАЗОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЁМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ С КНИГОЙ

Слепцова Людмила Степановна, учитель начальных классов,

I квалификационная категория

ГУО «Средняя школа №14 г. Орши»

Библейская притча гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. Самостоятельная работа в обучении младших школьников играет огромную роль, а организация и руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя.

Во 2 классе нам предложили очень интересный, необычный вид самостоятельной работы «день самообразования». Это совершенно новый вид работы. Суть его состоит в том, что в конце каждой четверти (обычно это пятница) вместо учебников дети приносят не менее 2-3 книг энциклопедического характера и тетрадь в линейку.

 На протяжении двух уроков идёт самостоятельная работа с книгой, текстом, иллюстрациями, картами и т.д. Учащиеся самостоятельно выбирают себе книгу. Затем они записывают в тетрадях название книги, автора и на полях помечают начало работы с книгой. Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных понравившихся отрывков текста, зарисовки. Дети могут в течение двух уроков работать как с одной выбранной книгой, так и с несколькими, но с одним условием: работа с одной книгой должна быть не менее 10-15 минут и при этом должно быть написано не менее двух-трёх тезисов. Акцент делается на то, что при выборе  материала необходимо учитывать  интересы аудитории, которой он будет их презентовать на последующих двух уроках.

  

Анализируя проделанную работу за три года, с уверенностью можно сказать, что данный вид самостоятельной работы дал свои плоды. Если в начале дети выписывали всё подряд, и презентация работы давалась им нелегко, а порой и вовсе была непосильной задачей, то со временем учащиеся научились самостоятельно отбирать нужную информацию и интересно её преподносить, логически выделять значимые части текста.

Большой вклад в развитие данного вида деятельности внесли, конечно же, и родители учащихся. Они поддержали данное нововведение, пополняя коллекции энциклопедий учащихся, тем самым способствуя и поощряя стремления своих детей к чтению научно-популярной литературы.

Проанализировав данный вид работы, я сделала вывод, что к окончанию 4 класса  учащиеся смогли достигнуть высокого уровня  читательских навыков. В дальнейшем они смогут использовать в полной мере такие навыки и умения, как отбор литературы, предварительный беглый просмотр всего содержания, полное прочтение, выделение главного, составление и выписывание основных идей, опорных вопросов.

В заключении хочется добавить, что самостоятельная работа с книгой развивает у детей познавательные такие способности, как наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность.

свернуть