Работа с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности.
По данным статистики, ежегодно в Белоруссии подаётся около 12 тысяч заявлений о пропаже людей, около 1/7 (приблизительно 1700) всех заявлений связаны с пропажей несовершеннолетних. По статистике основной возраст несовершеннолетних, совершающих уходы, 10 – 17 лет. Важно: совершают уходы дети не только из неблагополучных семей (таких около 30 %), в большинстве случаев уходы отмечены из относительно благополучных семей – около 70 %.
Под самовольным уходом понимается добровольное, тайное или явное оставление дома, (учреждения), при котором ребенок отсутствует в более 1-го часа без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.
Самовольный уход учащегося — это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности и наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.
Несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, можно разделить на 2 группы.
- Учащиеся, совершающие самовольные уходы «систематически».
Данная категория детей имеет раннюю социализацию и сформированную модель поведения. Подростки имеют асоциальную направленность, девиантного и делинквентного (правонарушения) поведения. Имеют психическую инфантильность, то есть детскость в поведении и суждениях, уходы из школы от регламентированного режима, любых требований, отсутствие критичности к своим поступкам, низкий моральный уровень. Актуальной потребностью является свободное праздное времяпрепровождение, без каких-либо ограничений. Ранняя алкоголизация, зависимость от курения и ПАВ, совершение противоправных действий.
- Учащиеся, совершающие единичный эпизод самовольного ухода.
Данная категория подростков имеет определенные сформированные ценностные ориентации, уважение к старшим, способность к анализу критических замечаний в свой адрес. Стремление получить одобрение социума, недостаток внимания компенсируется конструктивным путем, выступлениями в городских спортивных соревнованиях и творческих мероприятиях школы. Участвуют в планировании своего будущего, ответственно относятся к профессиональному самоопределению. Имеют сформированную мотивацию к учебной деятельности, заинтересованы в развитии познавательной сферы, расширении кругозора. Но наряду с этим попадая в трудную ситуацию. имеют проблемы в общении со сверстниками, любое отличное мнение от собственного принимают, как личное оскорбление, не умеют говорить о чувствах, замыкаются в себе, утаивая истинные мотивы своих поступков, происходит накопление агрессивных импульсов, раздражительности и негативизма падает работоспособность и инициативность занижая самооценку, нарастает неуверенность в себе, чувство одиночества и непонятности окружающими. Снижение мотивации к учебной деятельности. Оказываются предоставленными самим себе.
Среди детей, уходящих из дома, можно
выделить 2 категории:
Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.
Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья.
Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых.
Основные причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность.
Вторая категория – это дети из внешне благополучных семей.
Особенности благополучных семей, из которых уходят дети:
- часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни;
- дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились;
- дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей;
- дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание;
- дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.
Как правило, эти дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились. В этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание. И если проблемы не замечают дома, они идут с ними в другое место – на улицу, к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным людям. Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании. Велик риск, что такой ребенок окажется на самом дне социальной лестницы, в силу своей неприспособленности к жизни, доверчивости и наивности, зависимости от взрослых.
Классификация самовольных уходов несовершеннолетних .
Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).
Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или родственниками, педагогами. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью (правонарушения), в 32% - с алкоголизацией во время побега.
Импульсивные побеги. Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. Демонстративные побеги. Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
Дромоманические побеги. Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков. В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома. Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин.
Выявление и устранение причин и условий,
способствующих уходам несовершеннолетних из дома.
Причины и условия, как правило, индивидуальны, но классификация по характерным признакам возможна. При рассмотрении данной темы необходимо проанализировать условия и факторы, следствием которых является самовольный уход несовершеннолетних из семей на основе изучения имеющихся классификаций и типологий.
УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ:
УСЛОВИЯ:
- Условия жизни и воспитания несовершеннолетних, определившие негативные нарушения в детско-родительских отношениях: сформированный стиль поведения, бесконтрольность свободного времени препровождения подростков, непослушание, безнадзорность, низкий социальный статус семьи, неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия со стороны родителей. Незнание родителями круга общения ребёнка. Неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал
Причины ухода:
- ссора с родителями,
- постоянное «выяснение отношений» стороны родителей, членов семьи,
- агрессия со стороны родителей, членов семьи (физические наказания),
- развод родителей,
- появление в доме отчима, мачехи,
- реагирование на потерю каких-то благ,
- острый конфликт со значимыми людьми,
- отсутствие взаимопонимания с родителями,
- дискомфорт во взаимоотношениях
- реакция на острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма,
- острый эпизод насилия со стороны родителей
- ошибки в воспитании, недостаточное внимание родителей к потребностям и интересам ребёнка, его проблемам и переживаниям;
- невыносимая домашняя обстановка : постоянное физическое, сексуального или эмоционального насилие, совершаемое над ребёнком;
- знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 – 13 лет).
- стремление уйти из небезопасной среды, в которой несовершеннолетний ощущает нарушение его прав родителями, старшими братьями, сёстрами, родственниками, одноклассниками
- привлечь внимание родителей, родственников
УСЛОВИЯ:
- Попустительский стиль воспитания родителей, малая включенность в жизнь подростков, недостаточный контроль (надзор) всех сфер жизнедеятельности приводит к недостаточно сформированному волевому компоненту, низкому самоконтролю и неумению противостоять стрессовым ситуациям.
Причины ухода:
- неудовлетворенные потребности ребенка или подростка:
- ощущение свободы, бесконтрольности,
- реакция на родительское безразличие,
- безразличие взрослых к конкретной проблеме ребёнка,
- нарастающее чувство отверженности,
- желание утвердиться в круге общения (чаще подростков девиантного поведения)
- привлечь внимание родителей, родственников, друзей, знакомых
- недостаточный контроль со стороны родителей, законных представителей
УСЛОВИЯ:
- Условия среды, негативно влияющие на развитие детей и подростков
(виртуальное общение травмирующее психику, буллинг, кибербуллинг, общение с ровесниками аддиктивного поведения, школьная дезадаптация, другое)
Причины ухода:
- отсутствие либо недостаток позитивного личного общения со сверстниками,
- увлечение виртуальным общением,
- потребность во множестве новых и ярких впечатлений;
- стремление оставить небезопасную среду, избежать буллинга (издевательства со стороны сверстников,
- любопытство, поиск новых впечатлений, скука, влияние социальной группы (я – как мои друзья),
- проблемы коммуникации
- избежать дисциплинарного наказания
- переживание острой потери (в любви, смерть близких, развод родителей)
УСЛОВИЯ:
- Ошибки воспитания, которые не были своевременно исправлены (часто становятся основой для всевозможных отклонений психоэмоционального развития детей)
Причины ухода:
- неправильная родительская позиция относительно трудностей в учёбе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребёнка, имеющего неуспеваемость;
- возникающие трудности в принятии волевого решения (отказаться от ухода)
- эмоциональные трудности в разрешении сложных жизненных ситуаций
- недостаток самостоятельных форм поведения
- протест против родителей или опекунов
- трудности в самостоятельном принятии решений
- подверженность чужим решениям
- неуверенность в себе и своих силах
- ощущение беспомощности
- стремление найти объект, который снимет напряжение
- желание преодолеть свои страхи и влиться в социум
УСЛОВИЯ:
5.Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего,
способствующие формированию девиантного поведения
(нарушение эмоционально-волевой сферы, акцентуации характера несовершеннолетнего, как крайний вариант нормы)
Причины ухода:
- дефицит у ребёнка эмоционально-волевой сферы
- желание попробовать себя в другом качестве, другом круге общения (не всегда нравственно правильно ориентированном)
- желание влиться в круг общения, где можно получить новые, острые ощущения
УСЛОВИЯ:
- Кризисные периоды в развитии личности несовершеннолетнего
(социальная ситуация порождающая проблемы во взаимоотношениях, интимно-личностное общение, где не востребована точка зрения взрослых, переходы в связи с изменениями ведущего вида деятельности, кризис переходного возраста, случаи криминального характера)
Причины ухода:
- конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания
- влияние факторов внешней среды
- принуждение к воровству, кражам, хищению
- вовлечение несовершеннолетних в коммерческую сексуальную эксплуатацию
- приобщение к наркобизнесу, торговле краденым, попрошайничеству
- состояние возбуждения, напряжения провоцирующее на уход
- правонарушения (склонность к правонарушениям)
- реакция тревоги и страха наказания
- влияние возрастного фантазёрства и мечтательности.
По мере повторения уходов, появляются те или иные формы асоциального поведения: хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.
Личность подростка перегружена негативом, последний крик о помощи, это угрозы. Нередко несовершеннолетние начинают проговаривать вслух свои желания “Я сбегу”. Если ситуация не меняется и поддержки ждать не от кого, или она является недостаточной, неизбежно совершение подростком самовольного ухода.
Таким образом, в основе работы по выявлению причин и условий, способствующих самовольному уходу из дома, лежит анализ конкретной ситуации, в отношении конкретного ученика, условий жизни и воспитания, возможной школьной дезадаптации, склонности к девиантному, рискованному поведению.
Работа по устранению причин и условий, способствующих уходам из дома, проводится комплексно.
Актуален в использовании алгоритм действий педагогических работников (педагога социального) по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из дома. (Краткое ознакомление. Передача в пользование группы участников для использования в работе)
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ИЗ СЕМЬИ (ИЗ ДОМА).
- Действия педагогических работников, направленные на
профилактику самовольных уходов
1.1. Ежедневно осуществляют контроль посещаемости занятий учащимися с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательных учреждений, их безвестного отсутствия.
1.2. Осуществляют внутришкольный учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам.
1.3. Проводят индивидуальную профилактическую работу с детьми из семей СОП, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также не посещающими
учреждение образования по неуважительным причинам, принимают меры по продолжению их обучения.
1.4. Организуют проведение мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на повышение статуса семьи и формирование законопослушного поведения учащихся.
1.5. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей направляют информацию в управление по образованию, КДН о принятии к родителям мер воздействия в соответствии с законодательством.
2.Действия при установлении фактов самовольного ухода несовершеннолетних и организации их розыска.
2.1. В случае получения сведений о факте самовольного ухода
несовершеннолетнего из семьи или учреждения незамедлительно
информируют руководителя учреждения образования и заместителя по учебно-воспитательной работе.
2.2. При обращении законного представителя несовершеннолетнего по факту самовольного ухода ребёнка из семьи оказывают ему помощь в написании заявления
- Действия после возвращения несовершеннолетнего в семью.
3.1. По каждому факту самовольного ухода учащегося проводят
педагогическое расследование с целью выяснения и устранения причин и условий, способствующих его совершению, и оформляют результаты педагогического расследования в виде информации.
3.2. В течение 3 рабочих дней направляют в управление, КДН информацию по результатам педагогического расследования, а также информацию о первичных мероприятиях по реабилитации несовершеннолетнего и предупреждению повторного самовольного ухода.
3.3. Осуществляют индивидуальную профилактическую работу с
несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей.
Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей проводится с использованием методических рекомендаций по организации ИПР. с акцентом работы по актуальным направлениям:
- Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетнего совершившего уход из дома
- Предотвращение повторных самовольных уходов
Работа включает в себя:
- диагностику: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности несовершеннолетнего, его круга общения, условий жизни и воспитания; социальное расследование по факту;
- профилактическую, коррекционно-развивающую работу: предупреждение, своевременное выявление отклонений в поведении, состоянии несовершеннолетнего, консультационная работа с родителями (законными представителями), профилактическая с кругом общения;
- просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.
-воспитательная работа: вовлечение в трудовую деятельность, эффективное личностное взаимодействие
По показателям возможны два варианта организации ИПР:
- ИПР (ИДН УВД, школа)
- ИПР (школа)
П Р О Ф И Л А К Т И К А .
(ОБЗОР)
Практика работы показывает, что работа, в том числе профилактическая, с воспитанниками 2 группы (учащиеся, совершающие единичный эпизод самовольного ухода) снижает уровень совершения самовольных уходов в будущем на 99 %. Работа с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы систематически, — это очень длительный процесс.
Первичная, вторичная и третичная профилактика.
Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, обучающихся в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).
Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.
Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается группой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.
В профилактической работе по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику.
Её значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
В качестве основных направлений деятельности по профилактике самовольных уходов воспитанников целесообразны.
Анализ условий в социуме школы;
- изучение социального состава учащихся школы, семей
- анализ занятости воспитанников в свободное время
- Диагностика — изучение психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками, родителями, кругом общения (проведения анкетирования, тестов, опросов)
- Индивидуальная работа с учащимися : индивидуальные беседы с детьми «группы риска», родителями, специалистов школы, УИ ИДН, медицинскими работниками, проведение коррекционных занятий педагогом-психологом, вовлечение во внеурочную деятельность, классные и общешкольные мероприятия, работу учреждений дополнительного образования; работу детских объединений по интересам; в спортивную и трудовую деятельность учреждения; социализация воспитанников через взаимодействие с волонтёрами организация занятости учащихся , отдыха в вечернее время; Организация досуга несовершеннолетних.
Индивидуальные беседы играют значительную роль в работе по обеспечению позитивных отношений между учащимися. Если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальная беседа будет вполне уместна. Выносить на всеобщее обозрение, увиденное вами не нужно. Ведь возможно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему ученику.
Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет учащихся на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона, неуспешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из учащихся стать причиной ухода.
Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе:
- владение информацией о друзьях, родственниках учащихся по возможности их адреса проживания, номера телефонов
- не оставление учащихся без присмотра;
- персональная ответственность за жизнь, здоровье и безопасность учащихся в период своего функционала;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- работа по сплочению коллектива;
- планирование и проведение с обучающимися внеклассных занятий, выполнение распорядка дня;
- взаимодействие всех субъектов профилактики (учителя, специалисты СППС, УИ ИДН), родственники учащихся;
- установление нравственно здоровых отношений в школьной среде,
- помощь в решении личных и социальных проблем ученика;
Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода.
Большую роль в профилактике уходов несовершеннолетних играет педагог-психолог. Исследовав причины совершенного воспитанниками факта самовольного ухода, педагог-психолог осуществляет свою работу комплексно. Налаживает микроклимат коллектива сверстников через групповые тренинговые занятия, которые направлены на сплочение коллектива, снижение уровня тревожности и агрессивности. В индивидуальном порядке корректируется внутреннее состояние подростка, расширяется его кругозор и знания о самом себе. Далее проводится работа на повышение мотивации к учебной деятельности и профессиональному самоопределению, развитие познавательной сферы. Развивается рефлексия поведения и социальный интеллект в целом.
Очень важным аспектом в профилактике самовольных уходов это работа с родителями или законными представителями несовершеннолетних. Зачастую родители не понимают, что происходит с их ребенком и как ему помочь. В свою очередь воспитанники в связи с неумением контролировать эмоции и говорить о своих чувствах, обостряют любые ситуации, теряя контакт с родителями подрывая их доверие. Задача педагога-психолога восстановить детско-родительские отношения.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИММОДЕЙСТВИЯ
С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРУППЫ РИСКА.
Помните, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что отношение к нему изменится безвозвратно. Старайтесь интересоваться о том, как воспитанники собираются проводить свободное время. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Дайте совет по организации свободного времени, приведите примеры из собственной жизни. Старайтесь обсуждать и принимать любые откровения несовершеннолетних как признак огромного доверия к вам. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!" Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят. Любая групповая деятельность есть факт взаимодействия людей, в нашем случае, оно осуществляется в целях достижения какого-то социально и личностно значимого результата.
При организации профилактической работы может быть востребован ресурс ряда программ и методик, направленных на формирование нормативного (законопослушного) поведения несовершеннолетних. Указанные программы и методики должны обеспечивать комплексную системную работу в направлении нравственного аспекта, связанного с духовно-нравственными, морально-этическими нормами поведения; правового аспекта, связанного с организационно-правовыми нормами поведения.
Технологии укрепления семьи и семейного благополучия; формирования ответственного родительства; формирования здорового образа жизни; формирования ценностей семейной жизни; раннего выявления семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (вторичной профилактики семейного неблагополучия или технологии раннего вмешательства); межведомственной междисциплинарной коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации (третичной профилактики семейного неблагополучия);
Технологии межведомственного взаимодействия при решении проблем детского и семейного неблагополучия;
Технологии ведения системы единой унифицированной документации при регистрации, постановке на учет, разработке индивидуальных программ профилактики, реабилитации и сопровождения детей, семей;
Технологии профилактики девиантного поведения; организации досуга несовершеннолетних; активного вовлечения несовершеннолетних в общественную жизнь; правового просвещения несовершеннолетних; оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в социальной адаптации; формирования у несовершеннолетних ценности здорового образа жизни, модели безопасного поведения; сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей из неблагополучных семей; профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних;
Медиативные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Если ребёнку трудно, и он готов принять твою помощь, обязательно помоги ему. При этом возьми на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставь делать ему самому.
УСПЕХОВ!