РУС БЕЛ ENG

Профилактика самовольных уходов из дома

Классические подходы в организации работы с несовершеннолетними  склонными к уходам из дома. Профилактика.

Работа с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности.

По данным статистики, ежегодно в Белоруссии подаётся около 12 тысяч заявлений о пропаже людей, около 1/7 (приблизительно 1700)  всех заявлений связаны с пропажей несовершеннолетних. По статистике основной возраст несовершеннолетних, совершающих уходы, 10 – 17 лет.  Важно: совершают уходы дети не только из неблагополучных семей (таких около 30 %),  в большинстве случаев уходы отмечены из относительно благополучных семей – около 70 %.

Под самовольным уходом понимается добровольное,  тайное или явное оставление дома, (учреждения), при котором ребенок отсутствует в более 1-го часа без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.

Самовольный уход учащегося — это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности и наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.

Несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, можно разделить на 2 группы.

  1. Учащиеся, совершающие самовольные уходы «систематически».

Данная категория детей имеет раннюю социализацию и сформированную модель поведения. Подростки имеют асоциальную направленность, девиантного и делинквентного (правонарушения) поведения. Имеют психическую инфантильность, то есть детскость в поведении и суждениях, уходы из школы от регламентированного режима, любых требований, отсутствие критичности к своим поступкам, низкий моральный уровень. Актуальной потребностью является свободное праздное времяпрепровождение, без каких-либо ограничений. Ранняя алкоголизация, зависимость от курения и ПАВ, совершение противоправных действий.

  1. Учащиеся, совершающие единичный эпизод самовольного ухода.

Данная категория подростков имеет определенные сформированные ценностные ориентации, уважение к старшим, способность к анализу критических замечаний в свой адрес. Стремление получить одобрение социума, недостаток внимания компенсируется конструктивным путем, выступлениями в городских спортивных соревнованиях и творческих мероприятиях школы. Участвуют в планировании своего будущего, ответственно относятся к профессиональному самоопределению. Имеют сформированную мотивацию к учебной деятельности, заинтересованы в развитии познавательной сферы,   расширении кругозора. Но наряду с этим попадая в трудную ситуацию.  имеют проблемы в общении со сверстниками, любое отличное мнение от собственного принимают, как личное оскорбление, не умеют говорить о чувствах, замыкаются в себе, утаивая истинные мотивы своих поступков, происходит накопление агрессивных импульсов, раздражительности и негативизма падает работоспособность и инициативность занижая самооценку, нарастает неуверенность в себе, чувство одиночества и непонятности окружающими. Снижение мотивации к учебной деятельности. Оказываются предоставленными самим себе.  

Среди детей, уходящих из дома, можно

выделить 2 категории:

Первая категория – наиболее многочисленная – это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей. Родители с низким уровнем жизни, часто судимы, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, нигде не работают.

          Дети этой категории имеют низкий образовательный уровень, педагогически запущены, часто имеют отклонения психического здоровья.

Многие из таких детей испытали на себе жестокое обращение и насилие со стороны взрослых.

Основные причины ухода из дома – отсутствие в семье элементарного ухода, заботы о них, полная бесконтрольность.

Вторая категория – это дети из внешне благополучных семей.

Особенности благополучных семей, из которых уходят дети:

 - часто это дети, имеющие одного родителя, который еще молод и занят устройством своей личной жизни;

 -  дети, воспитываемые отчимом или мачехой, отношения с которыми не сложились;

 - дети, имеющие маленьких братьев или сестер от повторного брака родителей;

 - дети родителей, успешно делающих карьеру или занимающие высокие посты и не уделяющих своим детям внимание;

 -  дети, столкнувшиеся с непониманием и не справедливостью со стороны взрослых, не выдержавшие чрезмерных требований.

          Как правило,  эти дети общительны, имеют много знакомых, нередко они хорошо учатся либо до определенного времени учились. В  этой категории детей причины ухода из дома имеют, как правило, глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание. И если проблемы не замечают дома, они идут с ними в другое место – на улицу, к друзьям, знакомым, а то и просто к случайным и весьма сомнительным людям. Уходы таких детей из дома – это реакция на просчеты родителей в воспитании. Велик риск, что такой ребенок окажется на самом дне социальной лестницы, в силу своей неприспособленности к жизни, доверчивости и наивности, зависимости от взрослых.

Классификация самовольных уходов несовершеннолетних .

Выделяют четыре типа побегов у несовершеннолетних: эмансипационные, импульсивные, демонстративные, дромоманические (бродяжничаские).

Эмансипационные побеги. Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «лёгкой» жизни. Начало этих побегов падает в основном на возраст 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или родственниками, педагогами. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Такие побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью  (правонарушения), в 32% - с алкоголизацией во время побега.

Импульсивные побеги. Этот вид побегов составляет 26%. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Побегу может способствовать не правильный тип семейного воспитания – гипопротекция или явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку. Во время них всё поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжкой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения). Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. Демонстративные побеги. Эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны референтных (значимых) взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

Дромоманические побеги. Дромомания – редкий тип побегов – 9% случаев. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только за тем находят попутчиков. В формировании дромомании выделяют реактивный этап — первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция — уход из дома. Дромомания, характерная для детского и подросткового возраста, но известны случаи, когда, возникнув в детстве, дромомания сохраняется и у взрослых мужчин и женщин.  

Выявление и устранение причин и условий,

способствующих уходам несовершеннолетних  из дома.

Причины и условия, как правило,  индивидуальны, но классификация по характерным признакам возможна. При рассмотрении данной темы необходимо проанализировать условия и факторы, следствием которых является самовольный уход несовершеннолетних из семей на основе изучения имеющихся классификаций и типологий.

 

 

 

 

УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ:

УСЛОВИЯ:

  1. Условия жизни и воспитания несовершеннолетних, определившие негативные нарушения в детско-родительских отношениях: сформированный стиль поведения, бесконтрольность  свободного времени препровождения подростков, непослушание, безнадзорность, низкий социальный статус семьи, неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия со стороны родителей.  Незнание родителями круга общения ребёнка. Неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал

Причины ухода:

-  ссора с родителями,

-  постоянное «выяснение отношений» стороны родителей, членов семьи,

- агрессия со стороны родителей, членов семьи (физические наказания),

- развод родителей,

- появление в доме отчима, мачехи, 

- реагирование на потерю каких-то благ,

- острый конфликт со значимыми людьми,

- отсутствие взаимопонимания  с родителями,

- дискомфорт во взаимоотношениях

- реакция на острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма,

- острый эпизод насилия со стороны родителей

- ошибки в воспитании, недостаточное внимание родителей к потребностям и интересам ребёнка, его проблемам и переживаниям;

- невыносимая  домашняя  обстановка : постоянное  физическое, сексуального или эмоционального насилие, совершаемое  над ребёнком;

-  знак протеста, который чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 – 13 лет).

- стремление уйти из небезопасной среды,   в которой несовершеннолетний  ощущает нарушение его прав родителями, старшими братьями, сёстрами, родственниками, одноклассниками

 - привлечь внимание родителей, родственников

УСЛОВИЯ:

  1. Попустительский стиль воспитания родителей, малая включенность в жизнь подростков, недостаточный контроль (надзор) всех сфер жизнедеятельности приводит к недостаточно сформированному волевому компоненту, низкому самоконтролю и неумению противостоять стрессовым ситуациям.

Причины ухода:

- неудовлетворенные потребности ребенка или подростка:

- ощущение  свободы, бесконтрольности,

- реакция на родительское  безразличие,

- безразличие   взрослых к конкретной  проблеме ребёнка,

- нарастающее чувство отверженности,

- желание утвердиться в круге общения (чаще подростков девиантного поведения)

- привлечь внимание родителей, родственников, друзей, знакомых

- недостаточный контроль со стороны родителей, законных представителей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

УСЛОВИЯ:

  1. Условия среды, негативно влияющие на развитие детей и подростков

(виртуальное общение травмирующее психику,  буллинг, кибербуллинг, общение  с ровесниками аддиктивного поведения, школьная дезадаптация, другое)

Причины ухода:

- отсутствие  либо недостаток позитивного личного общения со сверстниками,

- увлечение виртуальным общением,

- потребность во множестве новых и ярких впечатлений;

- стремление оставить небезопасную среду, избежать буллинга (издевательства со стороны сверстников,

- любопытство, поиск новых впечатлений, скука, влияние социальной группы (я – как мои друзья),

- проблемы коммуникации

- избежать дисциплинарного наказания

- переживание острой потери (в любви, смерть близких, развод родителей)

УСЛОВИЯ:

  1. Ошибки воспитания, которые не были своевременно исправлены   (часто  становятся основой для всевозможных отклонений психоэмоционального развития детей)

Причины ухода:

- неправильная  родительская  позиция  относительно трудностей в учёбе: систематические упреки, ограничения, жестокие наказания в отношении ребёнка, имеющего неуспеваемость;

- возникающие трудности в принятии волевого решения (отказаться от ухода)

- эмоциональные трудности  в разрешении сложных жизненных ситуаций

- недостаток самостоятельных  форм поведения

- протест против родителей или опекунов

- трудности в самостоятельном  принятии решений

- подверженность чужим решениям

- неуверенность в себе и своих силах

- ощущение беспомощности

- стремление найти объект, который снимет напряжение

- желание преодолеть свои страхи и влиться в социум

УСЛОВИЯ:

5.Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего,

способствующие формированию девиантного поведения

(нарушение эмоционально-волевой сферы, акцентуации характера несовершеннолетнего, как крайний вариант нормы)

Причины ухода:

- дефицит  у ребёнка эмоционально-волевой сферы

- желание попробовать себя в другом качестве, другом круге общения (не всегда нравственно правильно ориентированном)

- желание влиться в круг общения, где можно получить новые, острые ощущения

 

УСЛОВИЯ:

  1. Кризисные периоды в развитии личности несовершеннолетнего

(социальная ситуация порождающая проблемы во взаимоотношениях,  интимно-личностное общение,  где не востребована точка зрения взрослых, переходы в связи с   изменениями   ведущего вида деятельности, кризис переходного возраста, случаи криминального характера)

Причины ухода:

- конфликт с родителями, отсутствие взаимопонимания

- влияние факторов внешней среды

- принуждение к воровству, кражам, хищению

- вовлечение несовершеннолетних в коммерческую  сексуальную эксплуатацию

- приобщение к наркобизнесу, торговле краденым, попрошайничеству

- состояние возбуждения, напряжения провоцирующее  на уход

- правонарушения (склонность к правонарушениям)

- реакция тревоги и страха наказания

- влияние возрастного фантазёрства и мечтательности.

По мере повторения уходов, появляются те или иные формы асоциального поведения: хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.

 Личность подростка перегружена негативом, последний крик о помощи, это угрозы. Нередко несовершеннолетние  начинают проговаривать вслух свои желания “Я сбегу”. Если ситуация не меняется и поддержки ждать не от кого, или она является недостаточной, неизбежно совершение подростком самовольного ухода.

Таким образом, в основе работы по выявлению причин и условий, способствующих самовольному уходу из дома,  лежит анализ конкретной ситуации, в отношении конкретного ученика, условий жизни и воспитания, возможной школьной дезадаптации, склонности к девиантному, рискованному  поведению.

Работа  по  устранению причин и условий,  способствующих  уходам из дома,   проводится  комплексно.

Актуален в использовании алгоритм действий педагогических работников (педагога социального)  по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из дома. (Краткое ознакомление. Передача в пользование группы участников для использования в работе)

 

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ПО  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ  САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ    НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

ИЗ  СЕМЬИ (ИЗ ДОМА).

 

  1. Действия педагогических работников, направленные на

профилактику самовольных уходов

1.1. Ежедневно осуществляют контроль посещаемости занятий учащимися с целью предупреждения самовольных уходов несовершеннолетних из семей и образовательных учреждений, их безвестного отсутствия.

1.2. Осуществляют внутришкольный учет несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и самовольным уходам.

1.3. Проводят индивидуальную профилактическую работу с детьми из семей СОП,  находящихся в трудной жизненной ситуации, а также   не посещающими 

учреждение образования по неуважительным причинам, принимают меры по продолжению их обучения.

1.4. Организуют проведение мероприятий, направленных на профилактику самовольных уходов, безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также направленных на повышение статуса семьи и формирование законопослушного поведения учащихся.

1.5. При выявлении фактов ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению детей направляют информацию в управление  по образованию,   КДН о принятии к родителям мер воздействия в соответствии с законодательством.

2.Действия при установлении фактов самовольного ухода несовершеннолетних и организации их розыска.

2.1. В случае получения сведений о факте самовольного ухода

несовершеннолетнего из семьи или учреждения незамедлительно

информируют руководителя учреждения образования и заместителя по учебно-воспитательной работе.

2.2. При обращении законного представителя несовершеннолетнего по факту самовольного ухода ребёнка из семьи оказывают ему помощь в написании заявления 

  1. Действия после возвращения несовершеннолетнего в семью.

3.1. По каждому факту самовольного ухода учащегося проводят

педагогическое расследование с целью выяснения и устранения причин и условий, способствующих его совершению, и оформляют результаты педагогического расследования в виде информации.

3.2. В течение 3 рабочих дней направляют в управление, КДН информацию по результатам педагогического расследования, а также информацию о первичных мероприятиях по  реабилитации несовершеннолетнего  и предупреждению повторного самовольного ухода.

3.3. Осуществляют индивидуальную профилактическую работу с

несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей.

Индивидуальная профилактическая  работа  с  несовершеннолетним, совершившим самовольный уход, и его семьей  проводится  с использованием методических рекомендаций  по организации ИПР.   с акцентом  работы  по  актуальным  направлениям:

  1. Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация несовершеннолетнего совершившего уход из дома
  2. Предотвращение повторных самовольных уходов

Работа включает в себя:

- диагностику: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности несовершеннолетнего, его круга общения, условий жизни и воспитания;  социальное расследование  по факту;

- профилактическую,   коррекционно-развивающую  работу: предупреждение, своевременное выявление отклонений в поведении, состоянии несовершеннолетнего, консультационная работа с родителями (законными представителями), профилактическая с кругом общения;

- просветительская работа: консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов, наглядная агитация.

-воспитательная работа: вовлечение в трудовую деятельность, эффективное личностное взаимодействие

 По показателям возможны два варианта организации ИПР:

  1. ИПР (ИДН УВД, школа)
  2. ИПР (школа)

         

 

П Р О Ф И Л А К Т И К А .

(ОБЗОР)

Практика  работы показывает, что работа, в том числе профилактическая,  с воспитанниками 2 группы  (учащиеся, совершающие единичный эпизод самовольного ухода) снижает уровень совершения самовольных уходов в будущем на 99 %. Работа с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы систематически, — это очень длительный процесс.

Первичная, вторичная и третичная профилактика.

          Термин «первичная профилактика» применяется к мерам, направленным на всех детей, обучающихся в учреждении. Для решения задач первичной профилактики, можно рассматривать широкий спектр программ просвещения детей о рискованном поведении. Например, программы направленные на преодоление: различных личностных дефицитов (развитие уверенного поведения), жизненных трудностей (программы развития навыков конструктивного взаимодействия в сложных жизненных ситуациях).

Термин «вторичная профилактика» означает меры, направленные на тех, кто еще не совершал самовольный уход ни разу, но находится в ситуации повышенного риска, либо совершал самовольный уход хотя бы один раз. Программы вторичной профилактики могут быть направлены на снижение агрессивности, конфликтности несовершеннолетних и воспитывающих их взрослых, а также программы, помогающие адаптировать и социализировать несовершеннолетних.

Термин «третичная профилактика» обозначает меры вмешательства в случаях, когда ребенок уже неоднократно самовольно покидал учреждение, и работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем. Уровень третичной профилактики - это уровень работы с детьми, постоянно совершающими самовольные уходы. Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается своя индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается группой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.

В профилактической работе по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику.

Её значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

В качестве основных направлений деятельности по профилактике самовольных уходов воспитанников целесообразны.

Анализ условий в социуме школы;

- изучение социального состава учащихся школы, семей

- анализ занятости воспитанников в свободное время

- Диагностика — изучение психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками, родителями, кругом общения  (проведения анкетирования, тестов, опросов)

- Индивидуальная работа с учащимися : индивидуальные беседы с детьми «группы риска», родителями, специалистов школы, УИ ИДН, медицинскими работниками, проведение коррекционных занятий педагогом-психологом, вовлечение во внеурочную деятельность, классные и  общешкольные мероприятия, работу учреждений дополнительного образования; работу детских объединений по интересам; в спортивную и трудовую деятельность учреждения; социализация воспитанников через взаимодействие с волонтёрами организация занятости учащихся ,  отдыха в вечернее время; Организация досуга  несовершеннолетних.

Индивидуальные беседы играют значительную роль в работе по обеспечению позитивных отношений между учащимися. Если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальная беседа будет вполне уместна. Выносить на всеобщее обозрение, увиденное вами не нужно. Ведь возможно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему ученику.

Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет учащихся на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона, неуспешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из учащихся стать причиной ухода.

Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе:

- владение  информацией о друзьях, родственниках учащихся по возможности их адреса проживания, номера телефонов

- не оставление учащихся без присмотра;

- персональная  ответственность за жизнь, здоровье и безопасность учащихся в период своего функционала;

- создание  благоприятного  психологического  климата в коллективе;

 - работа по сплочению коллектива;

- планирование  и проведение  с  обучающимися   внеклассных  занятий, выполнение распорядка  дня;

- взаимодействие всех субъектов профилактики  (учителя, специалисты СППС, УИ ИДН), родственники  учащихся;

 - установление  нравственно здоровых отношений в школьной среде,

- помощь в решении личных и социальных проблем ученика;

Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода.

Большую роль в профилактике уходов несовершеннолетних играет педагог-психолог. Исследовав причины совершенного воспитанниками факта самовольного ухода, педагог-психолог осуществляет свою работу комплексно. Налаживает микроклимат коллектива сверстников через групповые тренинговые занятия, которые направлены на сплочение коллектива, снижение уровня тревожности и агрессивности. В индивидуальном порядке корректируется внутреннее состояние подростка, расширяется его кругозор и знания о самом себе. Далее проводится работа на повышение мотивации к учебной деятельности и профессиональному самоопределению, развитие познавательной сферы. Развивается рефлексия поведения и социальный интеллект в целом.

Очень важным аспектом в профилактике самовольных уходов это работа с родителями или законными представителями несовершеннолетних. Зачастую родители не понимают, что происходит с их ребенком и как ему помочь. В свою очередь воспитанники в связи с неумением контролировать эмоции и говорить о своих чувствах, обостряют любые ситуации, теряя контакт с родителями подрывая их доверие. Задача педагога-психолога восстановить детско-родительские отношения.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИММОДЕЙСТВИЯ

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРУППЫ РИСКА.

Помните, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что отношение к нему изменится безвозвратно. Старайтесь интересоваться о том, как воспитанники собираются проводить свободное время. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Дайте совет по организации свободного времени, приведите примеры из собственной жизни. Старайтесь обсуждать и принимать любые откровения несовершеннолетних как признак огромного доверия к вам. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!" Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят. Любая групповая деятельность есть факт взаимодействия людей, в нашем случае, оно осуществляется в целях достижения какого-то социально и личностно значимого результата.

При организации профилактической работы может быть востребован ресурс ряда программ и методик, направленных на формирование нормативного (законопослушного) поведения несовершеннолетних. Указанные программы и методики должны обеспечивать комплексную системную работу в направлении нравственного аспекта, связанного с духовно-нравственными, морально-этическими нормами поведения; правового аспекта, связанного с организационно-правовыми нормами поведения.

Технологии укрепления семьи и семейного благополучия; формирования ответственного родительства; формирования здорового образа жизни; формирования ценностей семейной жизни; раннего выявления семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (вторичной профилактики семейного неблагополучия или технологии раннего вмешательства); межведомственной междисциплинарной коррекционно-реабилитационной работы с семьей с детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации (третичной профилактики семейного неблагополучия);

Технологии межведомственного взаимодействия при решении проблем детского и семейного неблагополучия;

Технологии ведения системы единой унифицированной документации при регистрации, постановке на учет, разработке индивидуальных программ профилактики, реабилитации и сопровождения детей, семей;

Технологии профилактики девиантного поведения; организации досуга несовершеннолетних; активного вовлечения несовершеннолетних в общественную жизнь; правового просвещения несовершеннолетних; оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в социальной адаптации; формирования у несовершеннолетних ценности здорового образа жизни, модели безопасного поведения; сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей из неблагополучных семей; профилактики агрессивного поведения несовершеннолетних;

Медиативные технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних.

 

Если ребёнку трудно, и он готов принять твою помощь, обязательно помоги ему. При этом возьми на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставь делать ему самому.

 

УСПЕХОВ!

свернуть

Особенности поведения подростков  склонных к бродяжничеству. Профилактика поведенческих нарушений.

Работа с детьми, склонными к самовольным уходам, не утратила своей актуальности.

Самовольный уход воспитанника — это показатель повышенной тревожности, прогрессирующей отчужденности и наличия у подростка склонности к асоциальному поведению и бродяжничеству.

В решении перечисленных социально-психологических проблем, становится оптимизация процесса адаптации и социализации детей через раскрытие условий и механизмов социально-реабилитационной работы в условиях такого специализированного учреждения как социально реабилитационный центр.

В профилактической работе по предупреждению самовольных уходов акцент смещается на раннюю профилактику.

Её значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.

В качестве основных направлений деятельности по профилактике самовольных уходов воспитанников в нашем учреждении проводится следующее:

- Контрольно-аналитическая деятельность администрации учреждения: изучение социального состава воспитанников, проверка личных дел воспитанников;

- анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов работы воспитателей, социальных педагога, педагогов — психологов;

 - Диагностика — изучение воспитанников: проведения анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками проведение социальных консилиумов по результатам наблюдений педагога-психолога, социального — педагога, воспитателей для координации действий педагогов по отношению к ребёнку.

- Индивидуальная работа с воспитанниками: индивидуальные беседы при заместителе директора с детьми «группы риска» индивидуальные особенности с детьми «группы риска» с приглашением на социальный консилиум.

- Профилактическая работа с воспитанниками: организация встреч с медицинскими работниками, работниками подразделения по делам несовершеннолетних ОМВД, сотрудниками прокуратуры; организация занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в вечернее время; Реализация программ воспитания и развития. Организация досуга воспитанников: реализация годового плана воспитательной работы учреждения; реализация планов воспитательной работы воспитателей; реализация плана по организации работы детских объединений по интересам; влечение детей в спортивную и трудовую деятельность учреждения; социализация воспитанников через взаимодействие с волонтёрами

-Все это помогает структурировать и организовать работу коллектива на основе комплексного подхода; организовать деятельность администрации и персонала по профилактики и в случае самовольных уходов воспитанников, распределить ответственность между членами коллектива; вооружить специалистов, непосредственно оказывающих социальные услуги.

Углубляясь в данную проблематику можно сделать следующие наблюдения, данная группа воспитанников имеют в определенной степени расстройства в детско-родительских отношениях. Сформированный стиль поведения, бесконтрольного свободного времени препровождения подростков имел место на момент проживания дома. Таким образом можно выделить определенный стиль реагирования несовершеннолетних на стресс, которым является самовольных уход из дома. Причины могут быть разные реагирование на потерю каких-то благ, острый конфликт со значимыми людьми, острое проявление в характере родителей деспотичности и авторитаризма, неблагополучная социально-бытовая обстановка: родители страдают алкоголизмом или наркоманией, вовлечены в криминал, острый эпизод насилия со стороны родителей.

Психическая травматизация в этих случаях носит, чаще всего, хронический характер: безнадзорность, низкий социальный статус семьи, неудовлетворение базовых потребностей ребенка, повторяющиеся эпизоды насилия со стороны родителей.

- Под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение ребенком не было получено.

Воспитанников, совершающих самовольные уходы, можно разделить на 2 группы.

  1. Воспитанники, совершающие самовольные уходы «систематически».

Данная категория детей имеет раннюю социализацию и сформированную модель поведения. Подростки имеют асоциальную направленность, девиантного и делинквентного поведения. Имеют психическую инфантильность, то есть детскость в поведении и суждениях, уходы из школы от регламентированного режима, любых требований, отсутствие критичности к своим поступкам, низкий моральный уровень. Актуальной потребностью является свободное праздное времяпрепровождение, без каких-либо ограничений. Ранняя алкоголизация, зависимость от курения и ПАВ, совершение противоправных действий.

  1. Воспитанники совершающие единичный эпизод самовольного ухода.

Данная категория подростков имеет определенные сформированные ценностные ориентации, уважение к старшим, способность к анализу критических замечаний в свой адрес. Стремление получить одобрение социума, недостаток внимания компенсируется конструктивным путем, выступлениями в городских спортивных соревнованиях и творческих мероприятиях центра. Участвуют в планировании своего будущего, ответственно относятся к профессиональному самоопределению. Имеют сформированную мотивацию к учебной деятельности, заинтересованы в развитии познавательной сферы и расширении кругозора. Но наряду с этим попадая в трудную ситуацию имеют проблемы в общении со сверстниками, любое отличное мнение от собственного принимают, как личное оскорбление, не умеют говорить о чувствах, замыкаются в себе, утаивая истинные мотивы своих поступков, происходит накопление агрессивных импульсов, раздражительности и негативизма падает работоспособность и инициативность занижая самооценку, нарастает неуверенность в себе, чувство одиночества и непонятности окружающими. Снижение мотивации к учебной деятельности. Предоставленность самим себе и как следствие размытость внутренних и внешних границ решение вопросов личного характера.

При работе с воспитанниками необходимо внимательно наблюдать за отношениями воспитанников. Если понаблюдать за воспитанниками, то все отношения будут как на ладони.

Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть во время игр или в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить.

Индивидуальные беседы играют значительную роль в работе по обеспечению позитивных отношений между воспитанниками. Если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальная беседа будет вполне уместна. Выносить на всеобщее обозрение, увиденное вами не нужно. Ведь возможно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.

Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет воспитанников на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона, неуспешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из воспитанников, стать причиной обидного прозвища и т. п., поэтому при продумывании каждого дела, необходимо попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые мо- обсуждение администрации учреждения, их решений; - обсуждение детей; - выяснение отношений между взрослыми; - избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям.

В формировании положительного отношения воспитанников к взрослым, удачным приемом можно признать взаимную презентацию взрослыми друг — друга. То есть при отсутствии напарника, другой специалист начинает рассказывать о нем воспитанникам, формируя положительный образ интересного взрослого. Не следует также разговаривать с детьми на следующие темы: - повышенный тон и крик — крайне неэффективные средства воздействия; - необходимо следить за своим внешним видом и поведением; - взрослый должен задавать позитивный тон во взаимоотношениях; - ежедневно проводят беседы с воспитанниками о правилах поведения в школе, об опасностях, подстерегающих несовершеннолетних при самовольных уходах из учреждения; Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе: - владеют информацией о друзьях, родственниках воспитанников, по возможности их адреса проживания, номера телефонов - не оставляют воспитанников без присмотра; - несут персональную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность воспитанников в период своего функционала; - создают благоприятный психологический климат в группе; - проводят работу по сплочению коллектива; - планируют и проводят с обучающимися, воспитанниками внеклассные занятия, прогулки и игры на свежем воздухе, строго соблюдая распорядок дня; - взаимодействует с учителями, родственниками воспитанников; - способствует установлению нравственно здоровых отношений в школьной среде, решению личных и социальных проблем воспитанников..

Попустительский стиль воспитания родителей, малая включенность в жизнь подростков, недостаточный контроль всех сфер жизнедеятельности приводит к недостаточно сформированному волевому компоненту, низкому самоконтролю и неумению противостоять стрессовым ситуациям.

Нарастающее чувство отверженности усугубляется групповым давлением и издевками сверстников, последней каплей может стать крушение последних надежд, продление срока реабилитации, или отказ в актуальном на данный момент импульсивном желании, в прогулке или свободном перемещении по Центру. Личность подростка перегружена негативом, последний крик о помощи, это угрозы. Воспитанники нередко начинают проговаривать вслух свои желания “Я сбегу”. Если ситуация не меняется и поддержки ждать не от кого, или она является недостаточной, неизбежно совершение подростком самовольного ухода. Рационализм собственных действий и критичность поступков отодвигается на задний план. Несовершеннолетние вернувшиеся в Центр после самовольного ухода самостоятельно, либо с помощью сотрудников полиции проходят ряд мероприятий, целью которых является профилактика самовольных уходов в будущем. Созывается внеплановое заседание ПМПК где вносятся коррективы в существующую индивидуальную программу реабилитации, а именно становится приоритетными направления по программам “Профилактика самовольных уходов, употребления ПАВ”, “Профилактика самовольных уходов, девиантного и делинквентного поведения”, “Профилактика вредных привычек”. Работа по данным программам становится приоритетной. Исследовав причины совершенного воспитанниками факта самовольного ухода, педагог-психолог осуществляет свою работу комплексно. Налаживает микроклимат коллектива сверстников через групповые тренинговые занятия, которые направлены на сплочение коллектива, снижение уровня тревожности и агрессивности. Снятие напряженности при общении, раскрывая положительные стороны каждого участника группы. В индивидуальном порядке корректируется внутреннее состояние подростка, расширяется его кругозор и знания о самом себе перенаправляя его импульсы в конструктивное взаимодействие. Далее проводится работа на повышение мотивации к учебной деятельности и профессиональному самоопределению, развитие познавательной сферы. Развивается рефлексия поведения и социальный интеллект в целом. Очень важным аспектом в профилактике самовольных уходов это работа с родителями или законными представителями несовершеннолетних. Зачастую родители не понимают, что происходит с их ребенком и как ему помочь. В свою очередь воспитанники в связи с неумением контролировать эмоции и говорить о своих чувствах, обостряют любые ситуации, теряя контакт с родителями подрывая их доверие. Задача педагога-психолога восстановить детско-родительские отношения. Напомнив родителю, что в его силах стать помощником подростку в решении его трудностей. И как итог, хочу сказать следующее: профилактическая работа с воспитанниками 2 категории снижает уровень совершения самовольных уходов в будущем на 99 %. А вот профилактическая работа с несовершеннолетними, совершающими самовольные уходы систематически, — это очень длительный процесс. Несмотря на взаимодействие всех структур Центра в работе над данной проблемой, можно внести только некоторые коррективы в поведение воспитанников. Снизить количество времени, проводимое в самовольном уходе. Добиться самостоятельного возвращения в Центр. Что могут делать воспитатели, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов? Принятие факта, что воспитанник(ца) — уже не ребёнок (каждый из них имеет свой опыт и свой багаж), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ основанные на индивидуальном подходе. Важно предостовлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Проявляйте интерес к симпатиям и антипатиям воспитанников. Давая советы по установлению контактов со сверстниками. Никогда не угрожайте подростку, не старайтесь ставить его перед выбором, оставляйся в своем сердце место для совершения ошибок подростками..Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Боясь, что отношение к нему изменится безвозвратно. Старайтесь интересоваться о том, как воспитанники собираются проводить свободное время. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником. Дайте совет по организации свободного времени, приведите примеры из собственной жизни. Старайтесь обсуждать и принимать любые откровения несовершеннолетних как признак огромного доверия к вам. В дальнейшем внося коррективы в их поведение, «ты молодец, ты справился самостоятельно, на твоем месте многие бы поступили также, но я знаю еще способы решения твоей проблемы, я научу тебя им». Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!" Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят. Организация работы воспитателя по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних. гут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. В совместной деятельности каждому воспитаннику найдется место, которое позволит ему проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими. Любая групповая деятельность есть факт взаимодействия людей, в нашем случае, оно осуществляется в целях достижения какого-то социально и личностно значимого результата.

 

Литература: Вежевич, Е. Помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации// Социальная педагогика –2012 –№ 3 –с.57–66. Дементьева, И. Ф. Семейное воспитание в современном мире//Социальная педагогика –2012 –№ 3 –с.5–11. Змановская, Е. В. Девиантология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. В. Змановская. — 5-е изд., стер. М.: Академия, 2008. — 288с. Комаров, К.Э. «Трудные» дети: Инструкция по взаимодействию. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел/ К. Э. Комаров. — М.: Генезис, 2009. — 224с. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии/ И. И. Мамайчук. — СПб.: Речь, 2008. — 224с. «Методический центр развития социального обслуживания» Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам / сост.: Н. А. Разнадежина. — Сургут, 2010. — 46с. Осипова, А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие./ А. А. Осипова. — М.: СФЕРА, 2007. –510с. Райс, Ф., Долджин, К. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие / Ф. Райс, К. Долджин. — 12-е изд. — СПб.: под ред. Николаевой Е. И. 2010. — 816с. Степанов, С. Статья «Охота к перемене мест». Журнала «Школьный психолог» № 27/2000 издательского дома «Первое сентября». Тулакина. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9970/ (дата обращения: 17.10.2022).

свернуть

Памятка для родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома

Как бы Вы не были заняты на работе, личными делами, ПОМНИТЕ, что дети – это отражение и продолжение родителей. Все, чему  ребенок когда-то научился (и хорошему, и плохому) во многом зависит от Вас. Ведь именно Вы несете полную ответственность за своего ребенка до достижения им совершеннолетия!!!

Для достижения гармонии в Вашей семье и с Вашим ребенком мы предлагаем несколько простых советов:

1)Старайтесь ежедневно общаться с ребенком, узнавать новости со школы, его успехи и проблемы в учебе, интересоваться взаимоотношениями в классе;

2)    Обращайте внимание на настроение ребенка, когда он пришел со школы. Стоит насторожиться, если он приходит поникшим и грустным, а утренний поход в школу сопровождается слезами и нежеланием учиться.

3)    Выслушайте своего ребенка, даже если Вы очень устали! Ведь именно Вы тот человек, от которого Ваши сын или дочь хотят услышать доброе слово и совет.

4)    Помните! Уход из дома – это протест ребенка, его защитная реакция. А в некоторых случаях и манимулирование родителями! Задумайтесь, что же Вы сделали не так?

5)    Уделяйте больше внимания Вашему чаду. Говорите с ним. Займитесь общим делом. Это сближает…

6)    Организуйте занятость ребенка в свободное время: запишите его на кружки, секции. При этом ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывая его желания!!! Если это будет против воли ребенка, то все ваши усилия будут тщетны.

7)    Узнайте, с кем дружит Ваш ребенок. Подружитесь с ними и Вы. Приглашайте в гости, разговаривайте с ними о делах в школе и за ее пределами.

8)    Никогда не бейте своего ребенка!!! Вместо физического наказания используйте слова, с помощью которых можно донести любую информацию до провинившегося.

Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш  ребенок ушел из дома, то необходимо организовать первоначальные розыскные мероприятия:  

созвониться с друзьями и знакомыми своего ребенка, а также родственниками;

посетить их по месту жительства; проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет.

Если первоначальные поиски не принесут положительного результата,  необходимо обратиться в милицию с заявлением о розыске.

Родители имеют право обратиться в правоохранительные органы по истечению 2 часов с момента исчезновения ребенка.

 Рекомендации для родителей по предупреждению уходов ребенка из дома:

Говорите с ребенком!

Начните с малого – спросите у ребенка, как прошел день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности.

Все, что для взрослых – полная бессмыслица, для ребенка очень важно!

Подросток хочет, чтобы к нему относились серьезно, воспринимали его как взрослого и самостоятельного человека, уважали его личность, поэтому любое необдуманное слово или действие могут нанести тяжелую рану его душе. Впоследствии ребенок будет воспроизводить свои психологические проблемы во взрослой жизни.

Попробуйте найти время, чтобы всей семьей сходить в кафе, кинотеатр или парк.

Запишитесь вместе с сыном или дочкой в спортивный зал или бассейн.

Ни в коем случае нельзя применять меры физического воздействия!

Только усугубите ситуацию! А когда вы были в школе последний раз? Сами? (родительское собрание не в счет). Поинтересуйтесь, как учится в школе ваш ребенок? Что нового в школе? быть может, планируется проведение семейного праздника, на который ваш ребенок, боясь отказа, вас не пригласил? Согласитесь, ведь это не требует больших затрат. И вот такие маленькие шаги в сторону вашего дорогого и замечательного чада в конечном итоге приведут вас к тому, что вы обретете самого настоящего и преданного друга.

Не забывайте, что в преодоление кризисных ситуаций, коснувшихся, вас и вашего ребенка вам всегда помогут, специалисты. Чем раньше вы обратитесь за помощью психолога или психиатра, тем больше шансов разрешить проблему ребенка и предотвратить его уход из дома. Хорошие родители – это те родители, которые способны построить отношение с ребенком, так чтобы избавить его от разочарований!

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают лгать, бездельничать, воровать. Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия. Попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи. В дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, ребенок сам может стать жертвой насилия.

Угроза сбежать из дома это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз это еще не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребенок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.

ПОМНИТЕ!

Ваш ребенок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без вашей ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ!

 Что могут сделать родители, чтобы предупредить ситуацию уходов и побегов подростков из дома

  1. Примите факт, что ваш сын или дочь - уже не ребёнок (по крайней мере, он или она хочет, чтобы все вокруг так думали), поэтому и отношения с подростком нужно строить ПАРТНЕРСКИЕ.

Это значит, что директивный стиль взаимоотношений типа «как я сказал, так и будет», можно «с почестями похоронить». Важно предоставлять информацию и факты, а выводы подросток будет делать сам. Многие «капризы» подростков можно понять и принять, если знать особенности их поведения.

  1. Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается не реализованным. Очень важно, чтобы у сына или дочери была возможность встречаться с друзьями дома. Даже если у подростка нет собственной комнаты, предоставьте ему «крышу» для общения со сверстниками. И тогда дом для детей станет самым притягательным местом.
  2. Никогда не угрожайте подростку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. К примеру, заявления родителей, чтобы дочь не переступала порог дома, если она совершит ошибку (ранняя беременность, опыт употребления наркотиков), могут обернуться трагедией. Вообще, подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию.

Боясь, что его действительно выгонят, он уходит сам.

  1. Старайтесь вместе решать, как проводить досуг. Если свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Подростки готовы посещать любые секции за компанию с приятелем или одноклассником.
  2. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте подростка всегда, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Не отбивайте у подростка желания советоваться с вами. И тогда с любой проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

 

 

Родители обязаны:

  1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в любое время суток;
  2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов;
  3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;
  4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних;
  5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

 безопасность на дороге;ü

 что необходимо делать, если возник пожар;ü

 безопасность в лесу, на воде, болотистой местности;ü

 безопасность при террористических актах;ü

 общение с незнакомыми людьми и т.п.ü

Что делать если всё-таки подросток ушел:

При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:

 обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;ü

 уточнить в администрации образовательного учреждения, в котором обучается ребенок;ü

 обзвонить близлежащие лечебные учреждения, справочную «Скорой помощи».ü

В случае не обнаружения ребенка:

  1. Ведите себя спокойно и уравновешено.

2. Заявите в полицию о пропаже ребенка, сразу же, как только вы поняли, что ребенок не просто задержался, а действительно ушел из дома. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников милиции.

свернуть
поделиться в: