Инновационный проект на 2020/2021 учебный год
«Внедрение модели – педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем мотивации на 1 ступени общего среднего образования 2017-2021»
Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми
Методические рекомендации по использованию инновационных технологий, учебных программ и форм работы с одаренными детьми, в том числе раннего возраста.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Исследователи детской одаренности утверждают, что одаренность в детском возрасте следует рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, ибо одаренность конкретного ребенка – в значительной мере условная характеристика: самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Поэтому предлагается в практической работе с одаренными детьми использовать понятия «признаки одаренности ребенка», «ребенок с признаками одаренности». Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности.
При этом:
- ребенок быстро осваивает специфику деятельности и очень успешно ее выполняет;
- он использует или даже изобретает новые способы деятельности для решения поставленной задачи;
- стиль деятельности обычно отличается индивидуальностью, что выражается в элементах уникальности продукта деятельности;
- обучаемость может быть как быстрой и легкой, так и замедленной, но с последующим резким изменением структуры знаний и умений;
- для таких детей характерна избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности или к определенным формам собственной активности с переживанием чувства удовольствия от этого и проявлением упорства и трудолюбия;
- познавательная потребность проявляется в любознательности и готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности, ставить трудные цели, в стремлении к совершенству.
При обучении одаренных детей можно выделить три взаимосвязанные проблемы:
Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка. Учебная деятельность способствует развитию субъектности ребенка, способности быть автором, умения ставить и достигать цели. При грамотной организации учебного процесса возникает ситуация, когда обучающиеся относятся к своим способностям как к ресурсам, стремятся максимально их использовать и выйти за их пределы. Развитие личности всегда связано с появлением психических новообразований. Этот процесс происходит через адаптацию и освоение социокультурных норм, через развитие умения учиться.
Содержание образования – культурологический подход к определению содержания образования определяет его через понятие культуры. Содержание образования включает систему знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, к другому, к труду. Содержание образования является основой для развития ценностей и смыслов обучающегося, основой для развития его нравственной позиции и духовности, поэтому углубленного и интенсивно раннего освоения той или иной предметной области недостаточно, необходим учет культурологической составляющей образованности.
Индивидуальные занятия как наиболее эффективная форма занятий. Индивидуализация в полной мере может быть обеспечена в процессе научно-исследовательской деятельности. Впрочем, нельзя недооценивать роль совместной творческой деятельности обучающихся, так как от сформированности коммуникативных умений во многом зависит их дальнейшая социальная адаптация.
В процессе реализации учебных программ в аспектах работы с одаренными детьми выделяется несколько стратегий:
а) Стратегия ускорения обучения.
Специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Они единодушны в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным детям.
Основными требованиями при включении обучающихся в процесс освоения учебных программ, выстраиваемый с использованием стратегии ускорения, являются следующие:
- обучающиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той предметной области, где будет использоваться ускорение;
- обучающиеся должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;
- необходимо согласие родителей, но не обязательно их участие.
Признано, что ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.
Способы ускорения:
Индивидуализация обучения для одаренных учеников;
Занятия в другом, более старшем классе (по 1–2 предметам);
«Перепрыгивание» через класс;
Профильные классы;
Радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.
б) Стратегия обогащения обучения.
Стратегия обогащения включает несколько направлений:
- расширение кругозора;
- освоение знаний об окружающем мире;
- самопознание; - углубление в предметы;
- освоение метазнаний (знаний о знаниях).
2. Реализация стратегии обогащения в практике обучения:
- Идея укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В. В. Давыдов).
- Проблемное обучение (А. М. Матюшкин).
- Использование опорных схем, сигналов (В. Ф. Шаталов).
- Использование укрупненных дидактических единиц (П. М. Эрдниев).
- Личностно-ориентированное обучение (И. А. Якиманская).
3.Каникулярные формы и программы:
- для расширения кругозора (экскурсии, театры, музеи);
- различные виды деятельности – познание себя и своих интересов;
- погружение в изучение предметов.
Для реализации задач выявления и развития одаренности у обучающихся в ходе учебного процесса в общеобразовательном учреждении могут быть рекомендованы следующие направления:
1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:
- социально-психологическое изучение учащихся школы; - отбор одаренных детей; - психологическое обследование одаренных учащихся;
- психофизиологическое и медицинское обследование ОУ; - психолого-педагогическое обследование среды, в которой происходит их
- воспитание и обучение; - беседы с родителями обучающихся;
- стимулирование притока одаренных детей из близлежащих дошкольных образовательных учреждений.
2. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:
- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных детей;
- организация и проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, педагогов, родителей;
- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;
- организация психолого-педагогического семинара для учителей;
- организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей и одаренных детей;
- организация мониторинга развития одаренных детей.
3. Организация работы с одаренными детьми в рамках учебного процесса:
- выбор педагогов для работы с одаренными детьми;
- формирование учебных групп из одаренных детей (с разной целевой направленностью);
- выбор стратегии обучения для каждого из одаренных детей (обогащение, ускорение, экстернат, др.);
- разработка программ индивидуальной работы с одаренными детьми;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам;
- предоставление одаренным детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
4. Организация работы с одаренными детьми во внеурочной
деятельности.
Предпрофильная и профильная подготовка предполагает разработку предметно-внеклассных комплексов. Каждый комплекс соответствует конкретной предметной области. Он может включать:
- организацию кружковой работы;
- организацию спецкурсов по выбору;
- создание научного общества, ученических научных конференций;
- организацию олимпиад по учебным предметам;
- организацию проектной деятельности;
- организацию погружения в предметы по профилям (в каникулярное время);
- организацию группы «Ассистент учителя»;
- создание клубов по интересам;
- организацию предметных выставок;
- организацию вечеров и праздников;
- организацию лекционных обществ;
- создание школьного театра;
- создание спортивного центра;
- организацию конкурсов, викторин, интеллектуальных игр;
- образовательные туристические поездки;
- организацию предметных декад, дней профиля;
- проведение летних профильных практик.
5. Материально-техническое и информационное обеспечение:
- обеспечение нормальной наполняемости классов;
- обеспечение соответствия учебных аудиторий нормам СанПиН;
- укомплектованность библиотеки учебниками, периодическими изданиями, методической, научной и художественной литературой;
- наличие качественного высокоскоростного Интернета;
- обеспечение учебного процесса необходимым оборудованием, материалами.
6. Взаимодействие с организациями, социальными партнерами.