Организация процесса самообразования педагогических работников
Методические рекомендации
Алгоритм работы над темой самообразования:
- Выбор темы на основе проблемного анализа.
- Определение цели и задач.
- Проектирование результата работы.
- Определение этапов, сроков работы (в зависимости от обширности выбранной темы педагог может работать над ней от трех до пяти лет).
- Подбор видов деятельности, планирование содержания деятельности в рамках работы над темой.
- Выбор источников самообразования.
- Анализ результатов самообразования и их трансляция на различных уровнях. Написание отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Рекомендации по выбору темы по самообразованию:
Тема, над которой работает педагог, должна быть направлена на повышение эффективности воспитания, коррекции и развития воспитанников, на выработку новых педагогических приемов и методик.
Требования, которые необходимо учитывать при выборе темы по самообразованию:
- актуальность;
- учёт достигнутого уровня деятельности, интересов и требований педагогов;
- тесная связь с конкретными научено-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом других учреждений.
Цели самообразования:
- повышение профессиональной компетентности;
- расширение педагогических и психологических знаний;
- углубление знаний по методике формирования, коррекции, развития …;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- повышение общего культурного уровня.
Для молодых специалистов:
- адаптация педагогической деятельности,
- осознание целей и ценностей личностно-ориентированной модели воспитания;
- формирование основ педагогического мастерства.
Для педагогов, которые работают больше 5 лет:
- усвоение технологического цикла профессиональной деятельности;
- овладение способами проектирования и программирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности;
- формирование умений анализировать научно-методическую литературу;
- применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творческих учителей:
- актуализация способностей к перепроектированию личной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки;
- проявление творческого потенциала педагога;
- развитие проектной, исследовательской деятельности.
Результат самообразования:
В плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов (качественных, количественных, продуктивных), которые должны быть достигнуты за определенный срок:
- повышение качества работы (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- авторские методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- новые формы, методы и приемы воспитания, развития, коррекции;
- доклады, выступления;
- дидактические, наглядные материалы, тесты;
- методические рекомендации по применению новой информационной технологии;
- проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям, апробации передового психолого-педагогического опыта работы;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Формы представления результатов самообразования:
- Презентация опыта работы.
- Презентация рабочей программы.
- Доклад.
- Защита проекта.
- Аналитический отчет, аналитическая справка.
- Методическое пособие, методические рекомендации.
- Открытое занятие.
- Проведение семинара, консультации.
- Занятия - практикумы (тренинги).
- Лекция.
- Статьи, публикации.
- Мастер-классы.
Оформление материалов по самообразованию
Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.
Документы по самообразованию:
- Программа по самообразованию (на весь период работы над темой).
- План по самообразованию (ежегодный).
- Банк информационно-методических материалов:
- список литературы (может быть 2 видов: изученные документы, документы для изучения);
- список электронных ресурсов – аудио, видео материалы, компьютерные программы, электронные документы, адреса ИНТЕРНЕТ-ресурсов;
- библиотека – печатные материалы, конспекты (систематизированные по направлениям деятельности, по темам);
- медиатека - аудио, видео- материалы, компьютерные программы, электронные документы.
- Банк авторских разработок (список; конспекты, описание приемов, методов, форм работы, статьи...).
- Банк дидактических материалов, пособий (список; наглядные и дидактические материалы).
- Банк диагностических материалов, материалов по мониторингу профессиональной деятельности.
- Результаты мониторинга (информационные карты, диаграммы, статистические таблицы…).
- Аналитические материалы.
ПРОГРАММА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
Образец титульного листа
Министерство общего и профессионального образования Витебской области
Государственное учреждение образование «_______________»
Программа по самообразованию Тема:
г. ______ 2022 |
Пояснительная записка
Актуальность темы:
Цель:
Задачи:
-
....
-
....
-
....
Этапы и сроки реализации программы самообразования: …
Примерная структура пояснительной записки:
- Вводная характеристика выявленной(ых) проблем(ы), степень неразрешенности проблем(ы).
- Обоснование актуальности темы самообразования для решения выявленных проблем, возникших затруднений. Обоснование необходимости разработки и освоения содержания темы («Что я хочу сделать и почему?»).
- При формулировании цели указать непосредственно результат деятельности, при определении задач указать конкретные шаги для достижения цели.
- Концепция педагога (основные принципы, на которых базируется его самообразовательная деятельность).
- Методика самообразовательной работы («Каким образом я хочу достигнуть результата»).
- Теоретический базис программы (основные положения, с помощью которых педагог планирует осуществлять свою самообразовательную деятельность).
- Тезаурус (понятийный словарь).
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ГОД
Государственное учреждение образования «_______________»
ПЛАН РАБОТЫ Цель: Задачи:
|
Этап работы над темой самообразования:
Планирование деятельности по самообразованию
Этапы работы |
Содержание работы |
Сроки |
Продукт деятельности Предполагаемый результат
|
Способ, форма предъявления результата проделанной работы |
1. Диагностический |
|
1 год работы над темой |
Выбор темы для самообразования. Список литературы, электронных ресурсов. Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты, ксерокопии...). Педагогические записки. Аналитическая записка. План индивидуальной работы по самообразованию. |
Собеседование с администрацией. Обсуждение на МО. Выступление на педсовете.
|
2. Прогностический |
|
1 год работы над темой |
Программа по самообразованию. |
Презентация программы на педсовете, МО. Собеседование с администрацией. Обмен опытом в сетевых сообществах.
|
3. Практический |
|
2-3 год работы над темой |
Рабочая программа. Авторская программа. Календарно-тематичес- Конспекты занятий. Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий. Список литературы, электронных ресурсов. Тематические подборки, библиотека, медиатека по теме самообразования. Мониторинг профессиональной деятельности. Мониторинг развития детей. Информационно-аналитические материалы. |
Собеседование с администрацией. Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете, МО. Презентация опыта работы на конференциях, семинарах городского, областного, российского уровня. Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома. Обмен опытом в сетевых сообществах. Открытые занятия.
|
4. Обобщающий |
|
4, 5 год работы над темой |
Мониторинг профессиональной деятельности, развития детей. Методические рекомендации, пособия. Дидактические разработки. Конспекты занятий. Электронные презентации. Аналитические материалы. Аналитический отчет. Портфолио педагога. Выход на аттестацию. Статьи, публикации.
|
Собеседование с администрацией. Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях. Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы. Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома. Обмен опытом в сетевых сообществах. Открытые занятия. Проведение семинаров, консультаций, круглых столов. |
5. Внедренческий |
|
В ходе дальнейшей профессиональной деятельности. |
Проектная деятельность. Методические рекомендации, пособия. Дидактические разработки. Конспекты занятий. Электронные презентации. Аналитический отчет. Статьи, публикации.
|
Участие в профессиональных конкурсах. Публикации в СМИ, профессиональных сборниках, на сайте детского дома, в сетевых сообществах, на образовательных порталах. Мастер-классы. |
№ |
Направление, содержание деятельности |
Сроки |
Отметка |
1 |
Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов, направлений работы. |
|
|
2 |
Составление плана работы над темой |
|
|
3 |
Составление списка литературы по теме |
|
|
4 |
Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме |
|
|
5 |
Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности |
|
|
6 |
Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности |
|
|
9 |
Мониторинг педагогической деятельности |
|
|
10 |
Подготовка выступлений на ... |
|
|
11 |
Участие в ... |
|
|
12 |
Систематизация материалов по теме |
|
|
13 |
Создание ... |
|
|
14 |
Формирование банка... |
|
|
15 |
Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию |
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЧЁТА ПО САМОБРАЗОВАНИЮ
Ф,ИО, должность ____________________________________ за 20__ - 20__ уч.г.
-
Литература, изученная по данной проблеме:_______________________________________________
-
Основные направления в работе:
а) составление памяток, конспектов уроков, сборников текстов, задач, заданий, тестов и др.
б) выступления на методических объединениях, педагогческих совещанях по темам:
______________________________________________________________
в) диагностика результатов применения новых методов и приёмов работы: ______________________________________________________________
г) другое______________________________________________________
3. Анализ успешной реализации целей и задач, поставленных при выборе темы самообразования
______________________________________________________________
4. Использование новых образовательных технологий, методов, приёмов как результат работы по самообразованию: ______________________________________________________________
а) какие методы, формы использовали? _____________________________________________________________
б) какой результат достигнут? ______________________________________________________________
5. В каком направлении будет продолжена работа по самообразованию:
а) составление списка литературы, ее изучение ______________________________________________________
б) обобщение диагностического материала _____________________________________________________________
в) выступление на МО, педсовете и т.д. ______________________________________________________________
г) обобщение опыта ______________________________________________________________
другое________________________________________________________