РОЛЕВАЯ РАБОТА В ГРУППАХ – МЕТОДИКА КАРТ
Брель Олеся Валерьевна, учитель начальных классов,
I квалификационная категория
ГУО «Средняя школа №14 г.Орши»
Ребёнок не устаёт от работы,
которая отвечает его функциональным
жизненным потребностям
С. Френе
Одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей учащихся является организация групповой самостоятельной деятельности на уроке. Групповая работа – это, прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях. Самостоятельная работа развивает у учащихся инициативу, упорство в достижении цели, учит самостоятельному мышлению, служит ведущим средством в превращении полученных знаний в умения и навыки. Важно научить ребят работать вместе, чтобы новые знания дети открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща.
Одним из способов вовлечения ребёнка в групповую работу является распределение ролей в группе. Это позволяет каждому из учеников занять активную позицию в общей деятельности, поскольку приходится отвечать за свой «участок» работы и быть лидером группы в данный момент.
Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам, но я считаю, что лучше роли распределять учителю, так как в некоторых случаях учащиеся не могут прийти к единому мнению.
Во время организации данного вида работы у нас в классе была создана группа из четырех человек с высоким уровнем учебной мотивации, которые поочередно на уроке закрепления выполняли одну из ролей (Приложение 1).
Аниматор свое задание готовит самостоятельно, и задания могут быть не связаны с темой повторения. В данной роли дети готовят задания, как на снятие физического напряжения, так и задания занимательного характера, требующие умственной работы (загадки, игры со словами и числами, кроссворды).
Координатор – это главная роль в группе и самая ответственная. Перед уроком координатор согласовывает с учителем план работы по теме и координирует всю работу в группе. Он не только следит за временем и качеством выполнения задания каждого участника, но также исполняет роль учителя в основной части урока (а это 20минут).
С чего же начинается работа учителя? До встречи с учащимися я составила сводную таблицу по распределению ролей (Приложение 2), определила темы для повторения по русскому языку и математике (Приложение 3), распечатала сводные таблицы и критерии оценки на каждого ученика (Приложение 4), подготовила тетради для работы в группе (в клетку и линейку на каждого ученика). Теперь у каждого участника группы была двухсторонняя карточка: с одной стороны – расписание ролей на месяц (у всех одинаковое), с другой – чистый оценочный лист (у каждого свой). Хотя можно делать и на разных карточках, кому как удобно.
Перед первым ролевым уроком проводится инструктаж по новому виду самостоятельной работы. Начинали мы ролевую работу в группе совместно с детьми, т.к. это было новым не только для детей, но и для меня. Во время организационной встречи с учащимися дается объяснение новой формы работы. Анализируем каждую роль, знакомим каждого ученика с критериями оценок групповой работы, с требованиями к заданиям.
Перед уроком я выдавала каждой группе два листа:
а) план урока (распечатала единый для каждого урока, а на стикерах
задания для координатора) (Приложение 5);
б) сводный оценочный лист (оценивание на каждую роль) (Приложение 6).
После урока учащиеся сдают тетради и сводный лист для проверки. Учитель проверяет работы, выставляет свою отметку в сводном листе и ставит итоговую отметку (суммарный балл). Эти результаты учащиеся затем переносят в свои оценочные листы (Приложение 7).
Для работы по ролям выделяется единый день недели, это дает возможность детям привыкнуть к тому, что им надо готовиться в определенный день. Этот день может быть подвижным (в зависимости от условий). Структура урока представлена в приложение 8.
Урок начинается традиционно с организационного момента. После определения задач групповой работы учащиеся приступают к самостоятельной работе, координатор берет управление группой в свои руки. Первое задание озвучивает репетитор (это задание на повторение), затем группа его оценивает. Затем задания из учебника предлагает координатор. После работы координатора и последующей физкультминутки свое задание представляет тренер (олимпиадное задание). Заключительная роль у аниматора. И в конце вся группа оценивает работу координатора и делится впечатлениями. В это время учитель продолжает работу с оставшейся частью класса, что дает возможность уделить внимание необходимым вопросам и отдельным ученикам.
Проводить ролевую работу лучше на уроках закрепления. Все участники, кроме координатора, материалы находят самостоятельно, но поначалу советуются с учителем. Работу на уроке контролирует координатор. Отметки выставляются согласно критериям (сумма оценки работы в группе составляла 5 баллов и оценка учителя 5 баллов – в итого можно было получить десять баллов).
Я считаю, что преимущество данного вида работы на уроке состоит в том, что это помогает учащимся самостоятельно отбирать необходимую информацию, готовить карточки, учит самостоятельности и ответственности. Недостатком же является то, что из-за непредвиденного отсутствия учащегося урок с ролевой работой может не состояться. А что детям понравилось больше всего на уроке (Приложение 9)?
В 4 «А» и 4 «Б» классах среди учащихся, принимавших участие в ролевой работе в группе, было проведено анкетирование. Всего было опрошено 8 учащихся. Результаты анкетирования можно просмотреть на диаграммах (Приложение 10).
Исходя из диаграммы, становится ясно, что учащимся нравится заниматься ролевой работой в группе, но иногда у некоторых ребят возникают трудности при подборе заданий.
Больше всего учащимся нравится роль координатора, так как в их понимании, данная роль соотносится с ролью учителя.
Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности и каждый вносит вклад в общую работу.
Анализ работы по методике КАРТ показывает, что не всякая самостоятельная работа развивает самостоятельность учащихся, а лишь та, которая требует от них собственной инициативы и творчества, а также та, которая вызывает у них желание работать самостоятельно. Данный вид организации работы в группе для меня и моих ребят является более продуктивным по сравнению с работой в обычной группе. Каждый член группы отвечает за свою часть работы, все заняты, необходимо участвовать в процессе. А вот получить отметку, пользуясь итогами работы, сделанной кем-то другим, невозможно, что вероятно в обычной группе. Каждый пробует себя во всех перечисленных выше ролях. Может определить, какая роль для него больше подходит, понять долю ответственности за результат (Приложение 11, 12).
Приложение 1
Репетитор - «отвечает» за задание, связанное с повторением темы, изученной по программе.
Тренер – «отвечает» за задания повышенного (олимпиадного) уровня.
Аниматор – «отвечает» за задания игровой или занимательной направленности.
Координатор – «отвечает» за организацию работы в группе на уроке; за выполнение плана урока, подготовленного учителем.
Приложение 2
РАСПИСАНИЕ РОЛЕЙ
|
||||
|
1 неделя математика 09.11-13.11 |
2 неделя русский язык 16.11-20.11
|
3 неделя математика 23.11-27.11
|
4 неделя русский язык 30.11-04.12
|
Чертовской Даник |
Координатор |
Аниматор |
Тренер |
Репетитор |
Шурпач Лиля |
Репетитор |
Координатор |
Аниматор |
Тренер |
Илюхин Никита |
Тренер |
Репетитор |
Координатор |
Аниматор |
Цынкевич Артём |
Аниматор |
Тренер |
Репетитор |
Координатор |
Приложение 3
Темы по русскому языку |
1. Склонение имен существительных 2. Падеж имени существительного 3. Три склонения имен существительных 4.Правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3склонений 5. Род и число имен прилагательных 6. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме единственного числа 7. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа 8. Склонение и правописание местоимений |
Приложение 4
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РОЛЕЙ В ГРУППЕ
Репетитор
1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут
1 балл – задание полностью соответствует теме повторения
1 балл – задание интересное
1 балл – организовал проверку, исправил ошибки
1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания
Тренер
1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут
1 балл – задание новое, интересное
1 балл – задание посильное, не слишком сложное и не слишком простое
1 балл – смог объяснить ход решения
1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания
Аниматор
1 балл – задание не меньше 5 минут и не больше 7 минут
1 балл – задание новое, интересное
1 балл – задание посильное, не слишком сложное и не слишком простое
1 балл – смог объяснить ход решения
1 балл – доброжелательное отношение при проведении задания
Координатор:
1 балл – уложились во время урока (допускается сдвиг на 1 минуту до или после)
1 балл – четкие переходы от этапа к этапу (сам сообщает, без вопросов, чья очередь, что будут делать дальше и др.)
1 балл – четкая работа по теме урока, обращение в случае затруднений к учителю
1 балл – доброжелательное отношение к другим участникам группы
1 балл – умение принимать решение в спорных ситуациях при выставлении отметок
Приложение 5
ПЛАН УРОКА
- Репетитор (задание на повторение) до 7 минут
А) задание (с проверкой)
Б) оценивание работы репетитора
2. Координатор (работа по учебнику) до 20 минут
А) задание у учителя
Б) физкультминутка до 2 минут
- Тренер (олимпиадное задание) до 7 минут
А) задание (с проверкой и объяснением)
Б) оценивание работы тренера
5. Аниматор (занимательные задания) до 7 минут
А) своё задание (с проверкой)
Б) оценивание работы аниматора
6. Оценивание работы координатора 1 минута
7. Подведение итогов работы группы, обмен впечатлениями 1минута
Приложение 6
ПРИМЕР РОЛЕВОГО ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ТРЕНЕР |
||||||||
|
дата:
|
дата:
|
дата:
|
дата:
|
дата:
|
дата:
|
дата:
|
дата:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерий 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерий 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерий 3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерий 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерий 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметка учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего за работу |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7
ПРИМЕР ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ШУРПАЧ ЛИЛИИ |
||||||||
|
дата:
08.10 |
дата:
15.10 |
дата:
22.10 |
дата:
29.10 |
дата:
12.11 |
дата:
19.11 |
дата:
26.11 |
дата:
03.12 |
репетитор |
координатор |
аниматор |
тренер |
репетитор |
координатор |
аниматор |
тренер |
|
Критерий 1
|
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Критерий 2
|
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Критерий 3
|
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Критерий 4
|
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
Критерий 5
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Отметка учителя |
4
|
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Всего за работу |
4+4=8
|
4+3=7 |
5+5=10 |
5+4=9 |
4+5=9 |
5+5=10 |
4+5=9 |
4+4=8 |
Приложение 8
ПЛАН УРОКА
Тема : Три склонения имен существительных
- Организационный момент.
- (задание на повторение)
А) задание (с проверкой)
-запишите существительные группами по склонениям
Волк, волчица, стрелок, стрелка, орёл. Орлица, козленок, коза, лев, львица, мышонок, мышь, месяц, Лена, помощник, помощь, скрипач, скрипка, Николай, Коля, отец, папа.
Б) оценивание работы репетитора
- (работа по учебнику)
Упр.84 (найти имена существительные и определить склонение и падеж, на какие группы можно разбить эти слова)
Упр.85 (записать имена существительные 3-го склонения в форме творительного падежа и устно составить предложение)
Упр.86 (каждый читает пословицу и объясняет смысл)
Упр.87 (выписать имена существительные с орфограммой по склонениям)
- Физкультминутка до 2 минут
Тренер (олимпиадное задание)
А) задание (с проверкой и объяснением)
-Определи и запиши род имён существительных:
туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерки, тюль, какао, вуаль, кофе, шампунь, мозоль, ножницы, дрожжи.
-Найди и выдели корень в словах:
Беседка, безделка, бездна, бесёнок, бескозырка.
Б) оценивание работы тренера
- (занимательные задания)
А) своё задание (с проверкой)
-Здесь зашифрованы пословицы. Сканируйте код и прочитайте пословицы.
Запишите пословицы.
-Переставь буквы в существительном и получи новое слово.
-Барыня, пальто, лейка, подвода, мошкара, стирка, приказ, каркас.
Б) оценивание работы аниматора
- Оценивание работы координатора
- Подведение итогов работы группы, обмен впечатлениями.
Приложение 9
Приложение 10