РУС БЕЛ ENG

Страничка педагога психолога

План работы «Родительского университета»

на 2021/2022 учебный год

(проводится каждую четвертую субботу месяца в 09.00)

Сентябрь

18.09.2021

Беседа с родителями 2 класса «Адаптация младших школьников. Школьный невроз или повышенная тревожность?»

Октябрь

23.10.2021

Круглый стол с родителями 8-9 классов «Опасные ловушки – как избежать зависимости»

Ноябрь

20.11.2021

Психологический час  с родителями 10 класса «Запретный плод или, что делать родителям чьи дети начали раннюю половую жизнь»

Декабрь

18.12.2021

Профилактическая беседа с родителями 7-8 классов «Бегство подростков в виртуальный мир»

Январь

15.01.2022

 Диалог с родителями  9 классов «Ранняя половая распущенность, как посыл мошенничеству в социальных сетях»

Февраль

19.02.2022

Мини-лекция с родителями 5-6 классов «Одаренный ребенок в школе и дома»

Март

19.03.2022

Беседа с родителями 7 класса «Откуда берется хамство. Причины агрессивного поведения подростков»

Апрель

16.04.2022

Беседа «За и против» с родителями 9-10 классов «Непростые взаимоотношения. Установление комфортного раппорта с ребенком»

Май

14.05.2022

Беседа с родителями учащихся , требующих особого психолого-педагогического подхода на тему: «Маленький человек в большом мире. Установление порогов вежливости»


Памятка о половой неприкосновенности детей и подростков.

Республиканский центр психологической помощи

Республиканский центр психологической помощи (далее – РЦПП) был создан в апреле 2019 года в структуре Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь.
развернуть

РЦПП ведёт свою деятельность в двух основных направлениях:

1. Информационно-методическая поддержка по вопросам психологической помощи участникам образовательного процесса:

  • организация и проведение циклов обучающих семинаров-практикумов для региональных специалистов-психологов и социальных педагогов по овладению навыками кризисного вмешательства;
  • исследования по проблемам школьного насилия (буллинг, моббинг, кибербуллинг), суицидального поведения;
  • разработка методических пособий, буклетов, практикумов для психологов учреждений образования, детей, родителей и учителей в интересах создания и поддержания безопасной образовательной среды;
  • проведение конференций по проблемам кризисной психологии.

2. Психологическая помощь участникам образовательного процесса в кризисных ситуациях:

  • организация и оказание психологической помощи в посткризисных ситуациях в учреждениях образования;
  • экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях;
  • организация и проведение циклов обучающих практикумов по овладению навыками кризисного вмешательства;
  • проведение образовательной и просветительской деятельности, обучение учителей, социальных педагогов, педагогов-психологов оказанию психологической помощи субъектам образовательного процесса;
  • организация республиканской системы супервизии для специалистов системы образования.

Работа РЦПП направлена на специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования, педагогов, учащихся и их родителей, оказавшихся в кризисных и затруднительных жизненных ситуациях.

РЦПП также будет координировать республиканскую сеть психологической помощи, призванную своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах.

Без имени-1

свернуть

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ С РЕБЕНКОМ? ПАМЯТКА

Можно ли улучшить взаимоотношения с деть­ми? Можно ли не раздражаться, не ссориться? Конечно. Просто нужно соблюдать всего три нехитрых правила: любить их (что мы и делаем), уважать (что делаем очень редко) и создавать условия для сотрудничества (чего делать не умеем).
развернуть

Иными словами, надо прислушиваться к мнению ребенка и контро­лировать свою реакцию на его поведение. В этом вам помогут несколько практических советов.

Попробуйте применить их в общении с вашим ребенком, и вы убедитесь, насколько они действенны.

СВОБОДА ВЫБОРА

Каждый из нас имеет свои пристрастия, вкусы, суждения. И ваш ребенок, каким бы маленьким он ни был, — не исключение. Не ущемляйте его права, ведь он — личность. Ребенок в состоянии решить самостоятельно, какую еду и одежду выбрать, и в какой последовательности выполнять порученную ему работу. Спросите у него, что он будет, есть на завтрак: бутерброд с сыром или с колбасой. Перед тем как сшить или купить дочери платье, обсудите с ней ткань и фасон. Во время уборки в квартире предложите ребенку на выбор: вымыть пол или подмести.

ПРАВИЛО "ОДНОГО СЛОВА".

Если вы хотите, чтобы ребенок вас "услышал", не высказывайте всего, что думаете о его поведении. Используйте "правило одного слова", которое характеризовало бы ситуацию. Возможно, его придется повторить несколько раз, но это лучше, чем кричать и угрожать. Например, перед сном ребенок должен сложить свои игрушки. Если вы скажете: "Сколько раз я тебе говорила, что игрушки надо убирать! Ты такая большая, а до сих пор не можешь этого запомнить", — ребенок уже после первой фразы перестанет воспринимать сказанное. Попробуйте вместо гневной тирады произнести (только не в приказном тоне) одно слово: "Игрушки!" Оно станет своеобразным паролем уборки.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПОСЛУШАНИЯ.

Припомните, сколько раз в течение дня вам приходится говорить своему сыну или дочке: "Сделай математику, а то получишь двойку", "Иди завтракать, иначе еда остынет", "Не постираешь носочки — пойдешь в грязных"? Срабатывают ли ваши указания? Не лучше ли несколько раз дать ребенку возможность убедиться, к чему приводит непослушание и каковы его последствия. Если Саша не сделает математику, то завтра на уроке он действительно получит двойку. Если Света не придет вовремя к столу — будет есть холодный суп. Если Катя не постирает носочки — утром, наденет грязные.

ЭТА ВАЖНАЯ ФРАЗА "КАК ТОЛЬКО".

Есть несколько слов, которые вам надо постараться не употреблять: "если", "почему", "ты никогда..."

Со слова "если", как правило, начинаются угрозы: "Если ты не будешь чистить свои туфли, я никогда не куплю тебе новые". У ребенка сразу же возникает отрицательная ответная реакция, мол, ну и не надо.

"Почему" — обычное начало обвинения. После фразы: "Почему ты не кладешь вещи на место?" — ваш ребенок, скорее всего, начнет обороняться, а не убирать.

Словосочетание "ты никогда" воспринимается в штыки. "Ты никогда не подметаешь в комнате..." — звучит как обвинение, а не побуждение к действию. Лучше сказать: "В комнате пыльно. Пора подмести пол".

Если вы хотите, чтобы ребенок выполнил не слишком приятную для него работу, попробуйте построить фразу так: "Как только комната будет убрана, ты сможешь посмотреть телевизор".

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О НЕПРИЯТНОСТЯХ.

Посещение врачей и другие, неприятные для ребенка события будут восприниматься иначе, если поговорить с ним заранее: "Я понимаю, что тебе не хочется, но идти надо".

Часто бывает так: вы собираетесь в гости. Там ваш ребенок настолько увлекается игрой, что его никакими силами не увести домой. Договоритесь с ним: "Давай поставим будильник на такое-то время. Когда он зазвонит, мы пойдем домой".

ПРАВО НА ЖЕЛАНИЯ

Ваш ребенок громко требует в магазине машинку. Вы можете отреагировать на это по привычке: "Тебе все мало! У тебя же дома пять машинок!" И вытащить орущего ребенка из магазина. А можете не покупать игрушку, но признать право ребенка хотеть ее: "Я понимаю тебя, машинка действительно красивая, но сегодня у меня нет денег". И ребенок успокоится, даже не получив заветный автомобиль.

ОТКАЗ ОТ КРИТИКИ

Критиковать — значит, судить, оценивать, клеймить позором. Критика вызывает у ребенка сопротивление. Вспомните, как вы сами реагировали на замечания родителей, и поймете, почему ваши дети "обороняются". Сын не может решить задачу? Проще всего его высмеять: "Это ведь легкое задание! Мы же с тобой все разо­брали вчера! Как можно такое не понять?!" Реакция ребенка бывает разной от "Я — тупица" до, "...и не буду делать". Но вы поможете ему; если скажете: "Да, это нелегко. Но я думаю, что ты справишься. Подумай еще".

Конечно, эти советы не универсальны. Не надейтесь, что в доме сразу воцарится тишь да благодать. Будьте готовы к тому, что дети могут отнестись с подозрением к вашему "новому" поведению. Но если за день вы хоть раз сумеете предотвратить конфликт, значит, вы на верном пути.

Как избежать конфликтов в общении с подростком?

Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

  1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.
  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят трудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
  3. Идите на компромисс.Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
  4. Уступает тот, кто умнее.Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
  5. Не надо обижать.Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
  6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.

От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности.

Это можно сделать, следуя таким принципам:

  1. Безусловно принимать его.
  2. Активно слушать его переживания и потребности.
  3. Бывать (читать, заниматься) вместе.
  4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
  5. Помогать, когда просит.
  6. Поддерживать успехи.
  7. Делиться своими чувствами (значит доверять).
  8. Конструктивно решать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.
  10. Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.

И в заключение мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.

Дополнительная информация:

В мире без насилия    Насилие и Закон     Скажи НЕТ насилию

свернуть

ЕСЛИ СТОЛКНУЛСЯ С ПРОБЛЕМОЙ, ПРОЧИТАЙ!

Начни делать что-то такое, чего ты никогда не делал раньше. Вырвись из повседневной рутины, выйди за пределы зоны комфорта. Например, начни брать уроки танцев или живописи, посещать спортивную секцию. Как минимум, это будет первым шагом на пути к выходу из одиночества, а как максимум ты найдешь новых знакомых и возможно новых друзей.
развернуть

Заведи домашнего питомца. Домашние животные – это отличные друзья, которые избавят тебя от грустных мыслей. Ты начнешь играть с ними, заботиться о них, выгуливать, кормить. Они будут тебя встречать со школы и дарить тебе радость

Помогай другим людям. Это хорошее лекарство от одиночества. Оно поможет тебе не только ощутить свою значимость, но и приобрести новых друзей и знакомых.

Учись быть счастливым прямо сейчас. Не оправдывай свое плохое настроение отсутствием общения. Дари себе минуты радости прямо сегодня. Учись быть счастливым человеком в компании самого себя. Пой песни, танцуй, гуляй, делай все то, что бы ты делал, если не был одиноким. Хочешь сходить в кино, иди. Действуй!

Если ты понимаешь, что с тобой что-то происходит и пока не готов ни с кем делиться, вот некоторые советы, что можно сделать самостоятельно:

  1. Спланируй свой день так, чтобы ты был занят только приятными делами. Если у тебя есть любимое хобби, займись им. Если такого хобби нет, попробуй найти что-то интересное. Даже если ты не сможешь выбрать что-то определенное, то по крайней мере это тебя отвлечет. 
  2. Займись спортом. Прогулки на свежем воздухе, посещение спортзала или тренировок творят чудеса. Вне зависимости от вида спорта, на котором ты остановишь свой выбор, физическая нагрузка и возможность выплеснуть негативную энергию поможет тебе улучшить настроение и состояние. 
  3. Постарайся пока избежать принятия важных решений. Потому что в состоянии депрессии сложно правильно и адекватно оценивать ситуацию. Депрессия влияет на твое восприятие окружающего мира, так что самым лучшим выходом из ситуации будет отложить принятие решение на более позднее время. Если же тебе все-таки нужно сделать выбор, постарайся сначала поговорить с родными, и все проанализировать. 
  4. Составь свой распорядок дня и придерживайся его в любых ситуациях.
  5. Следи за своим питанием и сном.

Ведь всем известно, что сон и питание влияет на наш организм, в особенности на мозг, что в свою очередь влияет на депрессию.

ОЧЕНЬ ВАЖНО!

Не оставайся наедине со своей проблемой, не молчи, поделись с близкими или позвони на детский телефон доверия в г. Орша 51-00-19.Скорее всего, тебе нужна помощь. В одиночку с этим очень сложно справиться.


свернуть

Профилактика суицида среди подростков

Что такое “суицид”? Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
развернуть

Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый «парасуицид» или «псевдосуицид»). Как правило, псевдосуицид совершается в состоянии аффекта, является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Такие поступки, как-правило, совершаются импульсивно, их также называют «демонстративной попыткой суицида». В противовес псевдосуициду, истинный суицид — это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т.д.

Причины суицида

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов, других значимых людей на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.

Причины подросткового суицида нередко ищут в последнем событии или событиях погибшего, но они обычно являются последними каплями переполнившими чашу терпения ребенка. Занятия спортом и прочие надуманные развлечения не способны отвлечь детей от глубоких психологический страданий, образовавшихся от их нехваток и пустот.

Рекомендации родителям

Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.

Родителям можно рекомендовать:

  • ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
  • анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
  • учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
  • воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
  • не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
  • обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
  • записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Что в поведении подростка должно насторожить

  • Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
  • Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
  • Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
  • Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
  • Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом,  то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
  • Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.

Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание

  • Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
  • Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
  • Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
  • Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
  • Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
  • Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
  • Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).

Четыре основные причины самоубийства:

  • Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
  • Беспомощность (ощущение,  что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
  • Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
  • Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Оказание первичной помощи в беседе с подростком

 

Если вы слышите

Обязательно скажите

Никогда не говорите

1

«Ненавижу учебу, класс...»

«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

3

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»

4

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

6

«А если у меня не получится?»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»

 

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

  • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
  • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
  • не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
  • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
  • постараться развеять романтическо-трагедийный ореол  представлений подростка о собственной смерти;
  • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
  • стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически  не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.

Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.

Телефоны доверия:

Центр здоровья молодежи «Надежда» УЗ «Оршанская центральная поликлиника» детская поликлиника №1, г. Орша, ул. Пионерская, д.15,тел.

8 (0216) 51-17-21.УЗ

« Оршанский психоневрологический диспансер» 8 (0216) 51-00-19

Экстренная психологическая помощь г. Орши 8 (0216) 51- 00-19

 

«…Самоубийство – мольба о помощи,

которую никто не услышал…»

Р. Алеев

свернуть

Профилактика наркомании в образовательной среде

Проблема употребления наркотиков является одной из самых актуальных в современном мире. Подростковая наркомания получила свое распространение в результате того многогранного кризиса общественной жизни, который охватил нашу страну. Причиной возникновения данной проблемы также стали: неустойчивые социальные и экономические условия жизни населения, породившие неуверенность в завтрашнем дне, разрушившие общепринятые и традиционные идеалы; рост преступности; войны; обесценивание жизни человека.
развернуть

Основные черты характера человека формируются в раннем детстве. Это дошкольный и младший школьный возраст. В данный период на ребенка важно оказать правильное воздействие. Все изученные маленьким человеком правила и нормы он пронесет через свою жизнь. Одной из частей воспитательного процесса должна стать профилактика наркомании в образовательной среде.

Профилактика наркомании предусматривает целый комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения данного явления.

Наркотическая зависимость – это особое состояние, когда человек постоянно думает о дозе и стремится получить ее для устранения психического дискомфорта. Ради ощущения эйфории такие люди идут на все. Они легко переступают границы моральных норм, разрушают свои семьи, совершают любые преступления, вплоть до убийств. Все интересы наркомана сводятся только к добыче и последующему употреблению психотропных веществ. Именно поэтому в кругу его общения находятся, как правило, только антисоциальные личности. Общество стремится вернуть таких людей к полноценной жизни и снизить рост наркомании. Профилактика наркомании и токсикомании среди подростков имеет огромное значение. И это неудивительно. Именно подростки наиболее часто становятся жертвами вредных пристрастий. Профилактика наркомании в образовательной среде призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка. Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление.

Борьба с наркоманией в стенах образовательного учреждения ставит перед собой задачу формирования у подростков и молодежи следующего: общечеловеческих ценностей; умений и знаний психологической защиты от привлечения к антисоциальной деятельности; здорового образа жизни. Первичная профилактика наркомании в учебных заведениях ориентируется не на саму проблему и ее последствия, а на раскрытие и освоение ресурсов личности и психики, а также оказание помощи молодому человеку в самореализации его личности. Школа призвана воспитывать учащихся таким образом, чтобы они могли самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами и психологическими затруднениями без приема наркотических веществ. А на это способна только психически здоровая и развитая личность.

Профилактика наркомании в школе формирует у учащегося: навыки самосохранения (не выпить случайно неизвестное лекарство, не стать пассивным курильщиком, избегать контактов с наркоманами); эмоциональное неприятие так называемых наркотических моделей поведения; осознание того, что переход в состояние зависимости скор и незаметен (некоторым людям достаточно один раз употребить дозу); собственную жизненную позицию, которая позволит очертить свой круг интересов и выстраивать с окружающими позитивные отношения без помощи рюмки или сигареты; умение в любой ситуации отстаивать свою точку зрения.

Рекомендации родителям

«Что делать, если худшее подтвердилось?»

  1. Не упрекать.
  2. Не позволять ребенку отстраниться.
  3. Первостепенная задача сводится к оказанию помощи.
  4. Ребенок должен чувствовать, что вы рядом, что на вас можно положиться, а ваша поддержка безоговорочна.
  5. Важно выдернуть подростка из пагубной компании.
  6. Если возможен контакт с родителями других детей, подверженных тому же влиянию, постарайтесь его наладить. Действовать сообща легче.
  7. Не стоит пытаться справиться с бедой самостоятельно.
  8. Консультация врача, а в некоторых случаях даже госпитализация, необходима

Важна своевременная профилактика

  1. Достаточное внимание, искренние отношения в семье и откровенное общение с взрослеющим человеком.
  2. Поощряйте хобби.
  3. Не отказывайте ребенку в его праве на организованный досуг.
  4. Не препятствуйте девочке учиться ухаживать за собой, овладевать азами макияжа; прививайте интерес к шитью и рукоделию.
  5. Отцу больше проводить времени с мальчиком (совместно заниматься каким-либо видом деятельности, туризм, футбол и т.д.).
  6. Старайтесь быть другом, поощряйте развитие, увлекайте и мотивируйте собственным примером. Это значительно повысит шансы на то, что страшная беда обойдет вашу семью стороной.
свернуть

КАК СОХРАНИТЬ ГАРМОНИЮ В ОТНОШЕНИЯХ С ДЕТЬМИ

Главная задача родителей заключается в подготовке ребёнка к взрослой жизни. По мере взросления ребенок сталкивается с новыми проблемами, которые возможно решить только благодаря новой тактике поведения родителей, способствующей их сближению со своим ребенком.
развернуть

Таким образом, родители не только помогают преодолеть трудности взрослеющего ребенка, но еще и развивают в детях уверенность, самостоятельность, способствуют формированию их личности. Только в том случае, если родители будут прислушиваться к своему ребенку, принимать во внимание этапы его взросления и особенности развития, будет существовать эмоциональный диалог, и ребенок станет намного отзывчивее, а в семье установится атмосфера доверия, близости.

Когда в семье двое и больше детей, необходимо обратить внимание и на построение гармоничных взаимоотношений между ними.

Главная цель каждого родителя заключается в том, чтобы воспитать своего ребенка в нормальной психологической обстановке и вырастить из него полноценную личность.

свернуть

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

Дети «группы риска» - это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних.
развернуть

КАТЕГОРИИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА:

  • Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
  • Дети из «неблагополучных», асоциальных семей
  • Дети из семей, нуждающихся в социально -экономической и социально-психологической помощи и поддержки
  • Дети с проявлением социальной и психолого-педагогической  дезадаптации

РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

  • социально-педагогическую диагностику обучающихся и их семей;
  • постановка «социального диагноза»;
  • выявление всех проблемных подростков группы, изучение положения подростка в семье;
  • изучение интересов и склонностей, способностей обучающегося;
  • возможное включение его во внеурочную кружковую деятельность;

Мероприятия по оказанию помощи семье подростка «группы риска» проводятся социальным педагогом или психологом в соответствии с нормами профессиональной этики. В рамках своей компетенции специалист может оказать такую помощь самостоятельно, при необходимости привлекает специалистов.

Технология комплексного сопровождения и педагогической поддержки подростков группы социального риска

По-настоящему эффективной можно назвать систему сопровождения, которая позволяет определять проблемы, находить их системообразующие причины, обозначать путь их решения и найти для этого средства, не обязательно в школе.

Центральной организационно-стратегической идеей программ профилактики правонарушений несовершеннолетних является интеграция усилий органов государственной и муниципальной власти, общественных и некоммерческих организаций, а также бизнес структур в решении социальных проблем детства.

В работе с детьми группы риска важна интеграция всех возможных органов власти: государственной, муниципальной, частных организаций, бизнес структур для наибольшего охвата проблем ребенка и его семьи, а также для расширения способов и мер по профилактике возникновения детей группы риска и других детей, оказавшихся под влиянием негативных ситуаций на своем жизненном пути.

Для осуществления этих целей разрабатываются специальные программы на базе школ и социальных учреждений. Так же действенными является использование игровых технологий в работе с детьми. Игровые технологии позволяют учить детей выражать свои мысли и чувства, анализировать проживаемый в игре опыт поведения и взаимодействия, способствуют признанию чужого и собственного «Я» ценностями наивысшей значимости.

свернуть

«Феномен суицида»

Феномен суицида чаще всего связывают с представлением о психологическом кризисе. В данном случае под кризисом понимается эмоциональное состояние, возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, то есть таким препятствием, которое не может быть устранено обычными способами решения проблем, известными человеку из прошлого жизненного опыта.
развернуть

В литературе часто встречаются термины «аутотравма-тизм», «аутоагрессивный акт», которые нередко отождествляют с суицидальными действиями. Если конечной целью ауто-агрессивного акта является самоубийство, его следует относить к суицидальным действиям. В современной литературе, особенно западной, также широко распространены понятия «аутодеструктивного», или «саморазрушительного», поведения.

Э. Шнейдман описал и выделил общие черты, характерные для всех суицидов, несмотря на разнообразие обстоятельств и методов их совершения (Шнейдман. 2001):

  1. Общей целью для суицида является поиск решения.
  2. Общей задачей суицида является прекращение сознания.
  3. Общим стимулом суицида является невыносимая психическая боль.
  4. Общим стрессором при суициде являются фрустриро-ванные психологические потребности.
  5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.
  6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
  7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.
  8. Общим действием при суициде является бегство (агрессия).
  9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.
  10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему стилю (паттернам) поведения в течение жизни.

На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности и уровень употребления психоактивных веществ, время года и т.д. С определенной долей условности все известные факторы суицидального риска можно разделить на социально-демографические, медицинские, природные, индивидуально-психологические.

К индикаторам суицидального риска относятся особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые свидетельствуют о повышенной степени суицидального риска.

7.2.1 Ситуационные индикаторы

Любая ситуация, воспринимаемая человеком как кризис, может считаться ситуационным индикатором суицидального риска:

  • смерть любимого человека, особенно супруги или супруга;
  • развод;
  • потеря работы;
  • уход на пенсию;
  • сексуальное насилие;
  • денежные долги;
  • потеря высокого поста;
  • профессиональная несостоятельность;
  • раскаяние за совершенное убийство или предательство;
  • угроза тюремного заключения или смертной казни;
  • угроза физической расправы;
  • получение тяжелой инвалидности;
  • неизлечимая болезнь и связанное с ней ожидание смерти;
  • нервное расстройство;
  • шантаж;
  • сексуальная неудача;
  • измена или уход (мужа, жены; жениха, невесты);
  • ревность;
  • систематические избиения;
  • публичное унижение;
  • коллективная травля;
  • политическая смерть;
  • одиночество, тоска, усталость;
  • религиозные мотивы;
  • подражание кумиру и т.д.

7.2.2 Поведенческие индикаторы суицидального риска

  • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • зскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
  • самоизоляция от других людей и жизни;
  • резкое снижение повседневной активности;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • частое прослушивание траурной или печальной музыки;
  • «приведение дел в порядок» (оформление завещания, урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
  • любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отдаляющие от близких;
  • склонность к неоправданно рискованным поступкам;
  • посещение врача без очевидной необходимости;
  • нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
  • расставание с дорогими вещами или деньгами;
  • приобретение средств для совершения суицида.

7.2.3 Коммуникативные индикаторы

  • прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» – прямое сообщение, «Скоро все это закончится» – косвенное);
  • шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
  • уверения в беспомощности и зависимости от других;
  • прощание;
  • сообщение о конкретном плане суицида,
  • самообвинения,
  • двойственная оценка значимых событий;
  • медленная, маловыразительная речь

7.2.4. Когнитивные индикаторы

  • разрешающие установки относительно суицидального поведения;
  • негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
  • представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
  • представление о мире как месте потерь и разочарований;
  • представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
  • «туннельное видение» – неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

7.2.5 Эмоциональные индикаторы

  • амбивалентность по отношению к жизни;
  • безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
  • переживание горя;
  • признаки депрессии: (а) приступы паники, (б) выраженная тревога, (в) сниженная способность к концентрации внимания и воли, (г) бессонница, (д) умеренное употребление алкоголя и (е) утрата способности испытывать удовольствие;
  • несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
  • вина или ощущение неудачи, поражения;
  • чрезмерные опасения или страхи;
  • чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
  • рассеянность или растерянность.

Степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте. Чем обстоятельнее разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации.

Необходимо помнить, что людям, оказавшимся в непростой кризисной ситуации необходима помощь и понимание и тогда на земле одной человеческой жизнью станет больше.

свернуть